Дадаизм - это...

ДАДАИЗМ - направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т Тцара (основоположник Д), X Балль, Р Хюльзенбек, Г Арп, М Янко, Г Прайс, Р Хаусман, В Меринг, О'Люти, Ф Глаузер, ПА Биро, М д'Ареццо, Дж Канторелли, Р ван Реез, Г Тойбер, А Морозини, Ф Момбелло-Пасквати, Ф Пикабия, К Швиттерс и др Д был поддержан А Брето-ном, Ф Супо (см СЮРРЕАЛИЗМ), П Реверди, П Элюаром, Л Арагоном и др В определенный период своего творчества к нему примыкали Г Гросс, М Дюшан, М Эрнст Название течения связано с центральным для Д термином дада, характеризующимся предельной плюральностью и в силу этого принципиальной неопределенностью значения: по формулировке Т Тцары, из газет можно узнать, что негры племени Кру называют хвост священной коровы: ДАДА Кубик и мать в определенной местности Италии: ДАДА Деревянная лошадка, кормилица, двойное согласие по-русски и по-румынски: ДАДА За нарочито педалированной внешней эпа-тажностью Д (танцы в мешках под урчание молодых медведей, вечера гимнастической и химической поэзии с неизменным вмешательством полиции, скандально известная попытка М Дюшана выставить писсуар в качестве произведения искусства для экспонирования на Нью-Йоркской выставке 1917 и тп) стоит программный отказ Д от традиционных ценностей разума, религии, морали и красоты, фундированный глубинным идеалом свободы И если на уровне эксплицитных самоопределений этот идеал выглядит сугубо негативным (классический лозунг Д дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего; несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего; тезис Тцары о том, что дада ничего не означает; ретроспектива Г Гросса: Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали, мы представляли собой чистый нигилизм, и нашим символом являлось Ничто, Пустота, Дыра и тп), то на уровне основополагающих идей Д обнаруживается серьезная постановка фундаментальной проблемы соотношения устремленности сознания к свободе (по формулировке Т Тцары, дада - из потребности в независимости) и его принципиальной несвободы в контексте культуры, - несвободы, которая проявляется посредством диктата рациональной логики и языка над спонтанностью мысли В этом плане Д может быть оценен как раннее и нашедшее далеко не все адекватные средства для своего выражения предвосхищение оформившихся много позднее в рамках постмодерна идей власти языка (Барт) и власти-знания (Фуко), программной стратегии отказа от жестко линейной логики (см РИЗОМА) и перехода к принципиально плюральным (свободным) нарративным практикам (см НАР-РАТИВ), реализующихся не посредством подчиненных диктату рациональной логики и жесткой определенности собственного объема и содержания понятий, но посредством схватывающих чувственную сиюминутность спонтанности си-мулякров (см СИМУЛЯКР) Однако, если постмодернизм зиждется на изначальном признании неустранимости языковой артикулированности (а значит, и социальной ангажированности и - соответственно - несвободы) сознания (структурный психоанализ и, в первую очередь, Лакан о вербальной артикуляции бессознательного), на базе чего оформляется такая презумция постмодерна, как смерть субъекта, то Д, напротив, пытается утвердить индивидуальную свободу сознания путем освобождения от языка и дискурса: я читаю стихи, которые ставят перед собой целью ни много ни мало, как отказ от языка (X Балль) По оценке Тцары, логика - это всегда некое осложнение Логика всегда ложна Она дергает за ниточки понятия, слова, взятые со стороны своей формальной внешней оболочки, чтобы сдвинуть их по направлению к иллюзорным краям и центрам Ее цепи убивают, это тысяченогое огромное существо, душащее всякую независимость (ср с идеей Лакана о цепочках означающих, очерчивающих индивидуальную судьбу, и тезисом Дер-риды о необходимости децентрации текста, ибо наличие фиксированного центра было бы ограничением того, что мы можем назвать свободной игрой структуры, и что лежит в основании деконструктивистской стратегии по отношению к тексту) Отсюда идеи Д о безумии как о внедискурсивном, внеязыковом, внелогическом и - следовательно - свободном способе бытия: есть огромная разрушительная негативная работа, которую нужно осуществить Нужно вымести все, вычистить Чистота индивида утверждается после состояния безумия (Тцара) Аналогично, в Манифесте к первому вечеру дадаистов в Цюрихе: Как достигают вечного блаженства? Произнося: дада Как становятся знаменитыми? Произнося: дада С благородным жестом и изящными манерами До умопомрачения, до бессознательности Как сбросить с себя все змеиное, склизское, все рутинное, бор-зописское? Все нарядное и приглядное, все примерное и манерное, благоверное, изуверное? Произнося: дада, те артикулируя принципиально внедискурсивную бессмыслицу (X Балль) И если бытие - это изначально бытие несвободы, если жизнь - это дурной фарс, лишенный цели и изначального порождения, и раз уж мы полагаем, что должны выбраться из всей этой истории чистыми, как омытые росой хризантемы, мы провозглашаем единственное основание для понимания: искусство (Манифест дада 1918 года, Тцара) В этой связи программным постулатом Д является постулат отсутствия позитивной политической программы (У нас не было никакой политической программы - Г Гросс); практически все дадаисты выступили против Берлинской группы Д, провозгласившей требование международного революционного объединения всех творческих и думающих людей во всем мире на основе радикального коммунизма (Манифест Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии - Хаусман, Хюльзенбек, Голишефф, 1919) Генеральная стратегия и credo Д локализуются в принципиально иной сфере: Уважать все индивидуальности в их безумии данного момента (Тцара), - снятие языкового и логического диктата возможно только в художественном творчестве, и именно последнее, с точки зрения Д, должно освободить неповторимую индивидуальность бессознательного: я не хочу слов, которые были изобретены другими Все слова изобретены другими Я хочу совершать свои собственные безумные поступки, хочу иметь для этого собственные гласные и согласные (Балль) В этом контексте Д постулирует спонтанность (мысль рождается на устах, по словам Тцары) как единственно адекватный способ творческого самовыражения: можно стать свидетелем возникновения членораздельной речи Я просто произвожу звуки Всплывают слова, плечи слов, ноги, руки, ладони слов Стих - это повод по возможности обойтись без слов и языка Этого проклятого языка, липкого от грязных рук маклеров, от прикосновений которых стираются монеты Я хочу владеть словом в тот момент, когда оно изчезает и когда оно начинается (Балль) Собственно, самое дада и есть не что иное, как траектория слова, брошенного как звучащий диск крика (Тцара) В идеале акт творчества есть акт творения собственного, личного, не претендующего на общечеловеческую универсальность (авторского), равно как и не претендующего на хронологическую универсальность (одноразового) языка: У каждого дела свое слово; здесь слово само стало делом Почему дерево после дождя не могло бы называться плюплюшем или плюплюба-шем? И почему оно вообще должно как-то называться? И вообще, во все ли наш язык должен совать свой нос? Слово, слово, вся боль сосредоточилась в нем, слово - общественная проблема первостепенной важности (Балль) - Горизонт Д неизбежно сдвигается: идеалом выступает уже не просто вышедшая из-под дискурсивного контроля спонтанность, порождающая собственный (ситуативный и сиюминутный) язык, но спонтанность внеязыковая, обнаружившая под сброшенной рациональностью первозданность (активную простоту, по Тцаре), понятую в Д как подлинность: слово Дада символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности, вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность Жизнь предстает как одновременная путаница шорохов, красок и ритмов духовной жизни, которая без колебаний берется на вооружение дадаи-стским искусством (Р Хюльзенбек) Игровое начало и спонтанность Д, реализующиеся в пространстве языковых жанров в переориентации с жесткой линейной логики на свободную ассоциативность (рифмы льются созвучно звону монет, а флексии скользят вниз по линии живота - Тцара), в невербальных художественных жанрах реализуют себя в технике коллажа (например, автоматические рисунки Г Арпа или мерцизм К Швиттерса, произвольно объединяющий в объемных конструкциях газетные полосы, деревянные фигуры, пучки волос, трамвайные билеты, драпировки из ткани, детские игрушки, предметы женского белья и др, руководствуясь единственно принципом спонтанности свободных ассоциаций) Осуществленное в рамках постмодерна конституирование коллажа в качестве фундаментального принципа организации как художественного произведения (конструкции), так и культуры в целом, во многом восходит к дадаистскому пониманию коллажа как пространства содержательно-ассоциативной свободы в задающем принципиальную несвободу от ассоциаций поле культурных смыслов (см НАРРАТИВ)


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т. Тцара (основоположник Д.), X. Балль, Р. Хюльзенбек, Г. Арп, М. Янко, Г. Прайс, Р. Хаусман, В. Меринг, О&Люти, Ф. Глаузер, П.А. Биро, М. д&Ареццо, Дж. Канторелли...

Поделиться:

Реклама