Чудо - это...
I ЧУДЕСА И ЕСТЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА
Всякое суждение о Ч исходит из представления о существующем естественном устройстве мира Наиболее частым возражением против Ч является то, что это было бы невозможным нарушением "законов природы" Но с естественнонаучной тзр тназ "законы природы" не могут рассматриваться как самостоят действующие силы Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что возможно, а что нет с тзр законов природы, поскольку невозможно окончательно установить, учтены ли и открыты ли все факторы в их взаимовоздействии В соотв с этим Ч также не может считаться экспериментальным доказат-вом существования Бога; естественные науки нейтральны как в отношении веры, так и в отношении неверия Но скоро-палительное отрицание Ч исходит из философ предубеждения или из недопонимания того, что Библия рассматривает как Ч
IIЧУДО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) не только необычайные и необъяснимые явления рассматриваются в ВЗ как Ч Сотворение и сохранение мироздания - тоже великое Ч Божье "Мир полон чудес, и сам он есть величайшее чудо" (Августин) Поскольку власть Божья безгранична, Библия не проводит различия между естественными и сверхъестественными событиями Богу подвластно всё (Быт 18:14; Мф 19:26; Мк 14:36), Он чудесно действует как обычным, так и необычным образом, чтобы открыть человеку Свою власть и Свою славу Его действия как в природе, так и в истории рассматриваются как Ч (Исх 7:3; Иов 37:5,14-16; Пс 77:43) Так, Ч названы гром(Иов 37:5), траектории движения звезд (Иов 9:9 и след), зарождение человека в материнской утробе (Пс 138:13-15), повсеместное присутствие Бога (ст 5 и след) и Его помощь людям (Пс 39:6) Бог вмешивается в человеч историю (см Лев 10:1-7; 1Цар 6:19 и след; 2Цар 6:6 и след; см Казни египетские);
2) особенно много Ч приходится на периоды см Исхода из Египта и деят-сти пр Илии (см Илия) Это освобождение евреев от власти Египта, переход через Красное море, насыщение манной (см Манна) небесной и вода, извлеч Моисеем из скалы, вос-кресение мертвых, чудеса, связ с судом Божьим и тд Перед наступлением конца времен также произойдут чудеса и знамения (Иоил 2:30 и след; Деян 2:19 и след)
IIIЧУДО В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
Весть о спасении открывает более широкий взгляд на значение Ч: они не только возможны, но и необходимы, чтобы защитить от разрушит воздействия греха отпавший от Бога мир, особенно в тот момент, когда он должен быть спасен и приведен к совершенству (исполнению обетований); Ч внутри несоверш мира - это знак, к-рый открыват глаза ослепленным людям Значение "естественного" (или "сверхъестественного") Ч состоит не в том, что слепой вновь становится зрячим, а в том, что вообще обнаруживается неестественность того, что он слепой Ч прощения грехов состоит в обновлении смертной природы (см Лк 5:23-26; Рим 8:21), а самое великое Ч в НЗ - это преодоление "закона природы", те закона греха и смерти, законом духа жизни "в Христе Иисусе" (Рим 8:2);
2) ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ ИИСУСОМ:
а) олицетворением Ч является Сам Иисус Христос и Его вочеловечение (1Тим 3:16), а также "главное чудо" - Его см Воскресение Все Ч в жизни и деяниях Иисуса следует рассматривать и понимать исходя из Ч Его воскресения Если происхождение Иисуса свыше, от Бога, доказано Его воскресением и подтверждено искуплением падшего человечества, к-рое Он совершил на кресте, то все Ч Его жизни являются естественным следствием этого Если же Он не воскрес, "то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1Кор 15:14-19) Ч Иисус поясняет и подкрепляет Свою проповедь о близости Царства Божиего Эти Ч подвигают человека либо к обращению и покаянию, либо к отказу от веры (Мк 1:15,22-28; ср Мф 11:21 и след) Ч - это "знамения" (так сказано прежде всего у Иоанна: Ин 2:11,23; 3:2; 4:48,54; 6,2,14,26,30; 7:31; 9:16; 10:41; 11:47; 12:18,37; 20:30), к-рые выявляют сердечные намерения людей, заставляя их принять личное решение Ч и вера взаимообусловлены С одной стороны, сама вера - это Ч, с другой, Иисус не совершает чудеса там, где царит неверие (Мф 13:58) Ч служат вере, они достигают своего назначения, когда человек утверждается через них в вере Показанные Иисусом знамения наталкиваются как на колебания в вере, так и на решит неверие (в частн, Ин 1:5,10 и след; ср со ст 7,12,16; отрицание: Ин 5:16; 6:26; 7:5,46-48; 8:40,44 и след,59; 12:37; 15:24) Знаменательно, что, напр, больного способна исцелить только его вера(Мф 15:28; Мк 2:5; 9:23): "Вера твоя спасла тебя" (Лк 7:50; 8:48; 17:19; 18:42) Тому, кто в неверии закрывает свое сердце перед Евангелием, не помогут никакие чудеса, скорее, они послужат ему в осуждение(Мф 11:23) Но, говоря о Ч, нужно ответить и на вопрос, чьей властью оно совершается (Мф 12:24 и след; Деян 4:7) Знамения и Ч могут быть ложными (2Фес 2:9; ср Мф 24:24; Откр 13:13 и след), поэтому Иисус отказывался подтверждать Свое мессианство Ч (Мф 12:38 и след; Лк 16:31; см Знак, знамение, IV);
б) четверо евангелистов повествуют в общей сложности о 41 Ч, соверш Иисусом Как Ч, соверш над людьми, упоминаются исцеления, четко отличные от них изгнания бесов (Мк 1:27,30,32,34,40-45; 2:1-11; 3:1 - 6:10 и след), а также три воскрешения мертвых: дочери начальника синагоги (Мк 5:39-43), юноши из Наина (Лк 7:11-17) и Лазаря (Ин 11) Среди Ч, связ с природой, можно назвать след: укрощение бури (Мк 4:35 и след), хождение по морю (Мк 6:45), умножение хлебов (Мк 6:30 и след; 8:1 и след), превращение воды в вино(Ин 2:1 и след), чудесный улов (Лк 5:1 и след), обнаружение монеты во рту рыбы (Мф 17:27);
в) современники Иисуса, как и люди нашего времени, не были особенно склонны верить в Ч или совсем не верили в них Иисус удивляется общему неверию, к-рое проявляется к Нему и к творимым Им Ч (Мк 4:40; 6:6; 16:14; Лк 18:8; Ин 10:38; 14:11) Толпа высмеивает Его, когда Он намеревается совершить Ч (Мк 5:40), люди отрицают Ч (Ин 9:16), а там, где отрицать их невозможно, они приписывают действия Иисуса бесам (Мк 3:22 и след; Ин 8:48 и след) Сами апостолы просят умножить в них веру (Лк 17:5), вначале они сомневаются в воскресении Господа (Мк 16:11; Лк 24:11; Ин 20:24 и след) так же, как и римляне(Деян 26:8), и греки (Деян 17:32) (см Воскресение) В то же времянарод и книжники требуют знамений и Ч, в чем Иисус отказывает им, поскольку они не верят в Него и не желают следовать за Ним (Мф 27:39-44; Лк 11:16,29 и след);
г) предпринимались попытки объяснить творимые Иисусом Ч с тзр разума или "естественных причин" (как, напр, исцеления методом внушения) или объявить их возникшими впоследствии "свидетельствами" древней Церкви, к-рая свою веру в Христа облекала в мифы по образцу рим и греч историй о Ч Но исследования евангельских текстов позволяют установить, что Ч являются значит составной частью этих сообщений, и их нельзя вычеркнуть из представлений об Иисусе, не совершая насилия над смысловыми взаимосвязями и не разрушая их То обстоятельство, что сообщения о Ч в Евангелиях по виду и форме рассказа во многом похожи на греч и иуд истории о Ч (описание болезней, применение средств, исцеление), еще не доказывает того, что авторы Евангелий не повествуют о действит событиях из жизни Иисуса, свидетелями к-рых они были;
д) верующим дано обетование о том, что и их жизнь будет сопровождаться знамениями и Ч (Мк 16:17 и след; Ин 14:12) Сам Бог засвидет-вовал проповедь апостолов "знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по воле Его" (Евр 2:4) Эти Ч и знамения в Церкви совершаются "силами будущего века", от к-рых она уже вкусила "благого глагола Божия" (Евр 6:5) Все Ч - это свидет-ва совершенного мира, нацеленные на осуществление обетований (см Обетование)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: