Чудо - это...

I ЧУДЕСА И ЕСТЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА
Всякое суждение о Ч исходит из представления о существующем естественном устройстве мира Наиболее частым возражением против Ч является то, что это было бы невозможным нарушением "законов природы" Но с естественнонаучной тзр тназ "законы природы" не могут рассматриваться как самостоят действующие силы Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что возможно, а что нет с тзр законов природы, поскольку невозможно окончательно установить, учтены ли и открыты ли все факторы в их взаимовоздействии В соотв с этим Ч также не может считаться экспериментальным доказат-вом существования Бога; естественные науки нейтральны как в отношении веры, так и в отношении неверия Но скоро-палительное отрицание Ч исходит из философ предубеждения или из недопонимания того, что Библия рассматривает как Ч
IIЧУДО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) не только необычайные и необъяснимые явления рассматриваются в ВЗ как Ч Сотворение и сохранение мироздания - тоже великое Ч Божье "Мир полон чудес, и сам он есть величайшее чудо" (Августин) Поскольку власть Божья безгранична, Библия не проводит различия между естественными и сверхъестественными событиями Богу подвластно всё (Быт 18:14; Мф 19:26; Мк 14:36), Он чудесно действует как обычным, так и необычным образом, чтобы открыть человеку Свою власть и Свою славу Его действия как в природе, так и в истории рассматриваются как Ч (Исх 7:3; Иов 37:5,14-16; Пс 77:43) Так, Ч названы гром(Иов 37:5), траектории движения звезд (Иов 9:9 и след), зарождение человека в материнской утробе (Пс 138:13-15), повсеместное присутствие Бога (ст 5 и след) и Его помощь людям (Пс 39:6) Бог вмешивается в человеч историю (см Лев 10:1-7; 1Цар 6:19 и след; 2Цар 6:6 и след; см Казни египетские);
2) особенно много Ч приходится на периоды см Исхода из Египта и деят-сти пр Илии (см Илия) Это освобождение евреев от власти Египта, переход через Красное море, насыщение манной (см Манна) небесной и вода, извлеч Моисеем из скалы, вос-кресение мертвых, чудеса, связ с судом Божьим и тд Перед наступлением конца времен также произойдут чудеса и знамения (Иоил 2:30 и след; Деян 2:19 и след)
IIIЧУДО В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
Весть о спасении открывает более широкий взгляд на значение Ч: они не только возможны, но и необходимы, чтобы защитить от разрушит воздействия греха отпавший от Бога мир, особенно в тот момент, когда он должен быть спасен и приведен к совершенству (исполнению обетований); Ч внутри несоверш мира - это знак, к-рый открыват глаза ослепленным людям Значение "естественного" (или "сверхъестественного") Ч состоит не в том, что слепой вновь становится зрячим, а в том, что вообще обнаруживается неестественность того, что он слепой Ч прощения грехов состоит в обновлении смертной природы (см Лк 5:23-26; Рим 8:21), а самое великое Ч в НЗ - это преодоление "закона природы", те закона греха и смерти, законом духа жизни "в Христе Иисусе" (Рим 8:2);
2) ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ ИИСУСОМ:
а) олицетворением Ч является Сам Иисус Христос и Его вочеловечение (1Тим 3:16), а также "главное чудо" - Его см Воскресение Все Ч в жизни и деяниях Иисуса следует рассматривать и понимать исходя из Ч Его воскресения Если происхождение Иисуса свыше, от Бога, доказано Его воскресением и подтверждено искуплением падшего человечества, к-рое Он совершил на кресте, то все Ч Его жизни являются естественным следствием этого Если же Он не воскрес, "то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1Кор 15:14-19) Ч Иисус поясняет и подкрепляет Свою проповедь о близости Царства Божиего Эти Ч подвигают человека либо к обращению и покаянию, либо к отказу от веры (Мк 1:15,22-28; ср Мф 11:21 и след) Ч - это "знамения" (так сказано прежде всего у Иоанна: Ин 2:11,23; 3:2; 4:48,54; 6,2,14,26,30; 7:31; 9:16; 10:41; 11:47; 12:18,37; 20:30), к-рые выявляют сердечные намерения людей, заставляя их принять личное решение Ч и вера взаимообусловлены С одной стороны, сама вера - это Ч, с другой, Иисус не совершает чудеса там, где царит неверие (Мф 13:58) Ч служат вере, они достигают своего назначения, когда человек утверждается через них в вере Показанные Иисусом знамения наталкиваются как на колебания в вере, так и на решит неверие (в частн, Ин 1:5,10 и след; ср со ст 7,12,16; отрицание: Ин 5:16; 6:26; 7:5,46-48; 8:40,44 и след,59; 12:37; 15:24) Знаменательно, что, напр, больного способна исцелить только его вера(Мф 15:28; Мк 2:5; 9:23): "Вера твоя спасла тебя" (Лк 7:50; 8:48; 17:19; 18:42) Тому, кто в неверии закрывает свое сердце перед Евангелием, не помогут никакие чудеса, скорее, они послужат ему в осуждение(Мф 11:23) Но, говоря о Ч, нужно ответить и на вопрос, чьей властью оно совершается (Мф 12:24 и след; Деян 4:7) Знамения и Ч могут быть ложными (2Фес 2:9; ср Мф 24:24; Откр 13:13 и след), поэтому Иисус отказывался подтверждать Свое мессианство Ч (Мф 12:38 и след; Лк 16:31; см Знак, знамение, IV);
б) четверо евангелистов повествуют в общей сложности о 41 Ч, соверш Иисусом Как Ч, соверш над людьми, упоминаются исцеления, четко отличные от них изгнания бесов (Мк 1:27,30,32,34,40-45; 2:1-11; 3:1 - 6:10 и след), а также три воскрешения мертвых: дочери начальника синагоги (Мк 5:39-43), юноши из Наина (Лк 7:11-17) и Лазаря (Ин 11) Среди Ч, связ с природой, можно назвать след: укрощение бури (Мк 4:35 и след), хождение по морю (Мк 6:45), умножение хлебов (Мк 6:30 и след; 8:1 и след), превращение воды в вино(Ин 2:1 и след), чудесный улов (Лк 5:1 и след), обнаружение монеты во рту рыбы (Мф 17:27);
в) современники Иисуса, как и люди нашего времени, не были особенно склонны верить в Ч или совсем не верили в них Иисус удивляется общему неверию, к-рое проявляется к Нему и к творимым Им Ч (Мк 4:40; 6:6; 16:14; Лк 18:8; Ин 10:38; 14:11) Толпа высмеивает Его, когда Он намеревается совершить Ч (Мк 5:40), люди отрицают Ч (Ин 9:16), а там, где отрицать их невозможно, они приписывают действия Иисуса бесам (Мк 3:22 и след; Ин 8:48 и след) Сами апостолы просят умножить в них веру (Лк 17:5), вначале они сомневаются в воскресении Господа (Мк 16:11; Лк 24:11; Ин 20:24 и след) так же, как и римляне(Деян 26:8), и греки (Деян 17:32) (см Воскресение) В то же времянарод и книжники требуют знамений и Ч, в чем Иисус отказывает им, поскольку они не верят в Него и не желают следовать за Ним (Мф 27:39-44; Лк 11:16,29 и след);
г) предпринимались попытки объяснить творимые Иисусом Ч с тзр разума или "естественных причин" (как, напр, исцеления методом внушения) или объявить их возникшими впоследствии "свидетельствами" древней Церкви, к-рая свою веру в Христа облекала в мифы по образцу рим и греч историй о Ч Но исследования евангельских текстов позволяют установить, что Ч являются значит составной частью этих сообщений, и их нельзя вычеркнуть из представлений об Иисусе, не совершая насилия над смысловыми взаимосвязями и не разрушая их То обстоятельство, что сообщения о Ч в Евангелиях по виду и форме рассказа во многом похожи на греч и иуд истории о Ч (описание болезней, применение средств, исцеление), еще не доказывает того, что авторы Евангелий не повествуют о действит событиях из жизни Иисуса, свидетелями к-рых они были;
д) верующим дано обетование о том, что и их жизнь будет сопровождаться знамениями и Ч (Мк 16:17 и след; Ин 14:12) Сам Бог засвидет-вовал проповедь апостолов "знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по воле Его" (Евр 2:4) Эти Ч и знамения в Церкви совершаются "силами будущего века", от к-рых она уже вкусила "благого глагола Божия" (Евр 6:5) Все Ч - это свидет-ва совершенного мира, нацеленные на осуществление обетований (см Обетование)













Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
необычное, удивительное событие, которое приписывается действию сверхъестественных или божественных сил. Вера в чудеса встречается во всех культурах и практически во всех религиях. В религиях древнего мира (например, Вавилона и Древнего Египта) события редко получали статус...
Библейская энциклопедия
Чудо, чудеса (Исх. III, 20, XXXIV, 10, Суд. VI,13, Пс. LХХVII, 11, СIV, 5, СV, 7, СХ, 4, Иер. XXI, 2, Дан. VI, 27, Деян. II, 19, 22, IV, 30, XV, 12 и др.). Чудеса суть дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божиею....
Философский словарь
— в религии сверхъестеств., непостижимоесобытие, вызванное волей божьей и нарушающее законы природы. Многочисл. легенды о чудесах содержатся в св. книгах всех религий. В т. н. религиях откровения (христианстве, исламе, иудаизме) Ч. считается внешним признаком, свидетельством...
Философский словарь
- чаще всего понимается как событие, которое никак не следует из того, что предписывается известными нам законами нашего мира: чудо имеет место "не против природы, не помимо нее, но сверх нее". 1) Вера в чудо входит в христианскую веру, но научно-рационалистическая культура...
Философский словарь
- по [14] сверхъестественное, непостижимоесобытие, вызванное волей божьей и нарушающее законы природы. Мы знаем, что в природе законов не существует (они есть только в человеческом обществе - системе познания и общественных отношениях), поэтому определим чудо как "...
Философский словарь
(от лат.-удивляться): феномен, необъяснимый, если исходить из естественных причин. Во времена Декарта к области необъяснимого относилась даже радуга, так что и она считалась чудом, проявлением божественного; в этом смыслесфера чудесного сужается в ходе научного прогресса; так,...
Философский словарь
- см. ТЕУРГИЯ
Философский словарь
(лат. miraculum) - необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных сил (Бога). Согласно взглядам католич. церкви, чудо не нарушает целостности метафизических и не отменяет...
Новейший философский словарь
см ТЕУРГИЯ

Поделиться:

Реклама