Чижевский - это...

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964) - историк, биолог, один основателей биофизики, структурной гематологии, космической эпидемиологии и космической биологии Окончил Московский археологический институт (1917), учился на физико-математическом и медицинском факультетах МГУ (1918-1922) Вел преподавательскую работу в Московском археологическом институте, проводил исследования по выявлению влияния положительных и отрицательных ионов воздуха на живые организмы, применял искусственную аэроионизацию в медицине, животноводстве и тд Им открыта пространственная организация структурных элементов движущейся крови, установлены механизмы изменчивости микроорганизмов под воздействием физико-химических факторов среды ("эффект Ч - Вельховерна") Круг его научных интересов необычайно широк и во многих разделах науки он был первопроходцем Новаторские исследования и идеи Ч высоко оценивались мировой научной общественностью: он избирался почетным президентом Первого Международного конгресса по биофизике (1939), членом академий и научных обществ многих стран мира Ч был талантливым поэтом и незаурядным художником-пейзажистом, одаренным музыкантом За многогранную научную и художестаенно-литературную деятельность его называли "Леонардо да Винчи 20 века" В 1942 Ч был необоснованно арестован и осужден Реабилитирован в 1958 В конце жизни возглавлял Лабораторию аэроионификации (1958-1962) Основные сочинения: "Физические факторы исторического процесса "(1924); "Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца" (1930); "Проблемы ионифика-ции" (т 1-3, 1933-1934); "Вся жизнь" (1964); "Земное эхо солнечных бурь" (1974); "Стихотворения" (1987) и др В научном творчестве Ч центральное место занимали вопросы влияния физических факторов космоса на живые организмы Им установлена зависимость развития биосферы от космических факторов и, прежде всего, корреляция между циклами солнечной активности и различными явлениями биосферы - миграции животных, распространением эпидемий, пандемий и тд Обобщая данные своих наблюдений, проявления многих эпидемий и массовых психозов людей, сделал вывод о влиянии солнечной радиации на все живые организмы, в том числе и на психическое состояние человека и человеческих коллективов На основании всех этих фактов выдвинул идею космичности жизни Ч считал, что жизнь является в большей степени явлением космическим, чем земным Она возникла под воздействием космических сил и существует благодаря им: "и человек и микроб - существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми молекулами, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями" Апплицируя идею космичности на социальный процесс, Ч полагал, что "исторические и общественные явления наступают не произвольно, не когда угодно, не безразлично по отношению ко времени, а подчиняются физическим законам в связи с физическими явлениями окружающего мира и могут возникать только тогда, когда этому будет благоприятствовать вся сложная совокупность взаимодействия политико-экономических и других факторов в мире человеческом и физических факторов в мире неорганической природы" Предельно эксплицитно эти идеи выражены и в художественном творчестве Ч: "И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна, // И омрачились трезвые умы, // И нам престол, и были неотвратны // Голодный мир и ужасы чумы // И вал морской вскипел от колебаний, // И норд сверкал, и двигались смерчи, // И родились на ниве состязаний // Фанатики, герои, палачи // И жизни лик подернулся гримасой: // Метался компас - буйствовал народ, // А над землей и под морскою массой // Свершало Солнце свой законный ход"- Однако, глубокий экологический пафос концепции Ч, ставящий его идеи в один ряд с оформляющимся сегодня идеалом глобальной цивилизации, основанном на презумпции антропоприродной гармонии и коэволюционизма ("теперь истории отводится место не рядом с природою, а в ней самой", по словам Ч), не был оценен по достоинству руководящими структурами советской науки и оказался истолкованным в свете редукционистского сведения социальных закономерностей к биологическим и физическим Приверженность Ч идеям космизма обусловила его творческую дружбу с Циолковским Ч сделал очень много по утверждению приоритета своего учителя и друга в области космонавтики Их объединяла идея познания космоса, овладения его тайнами и использование этого знания для освоения человеком и человечеством космического пространства В "космической философии" Ч существенное положение занимает проблема человека, обоснование возможности высокого интеллектуального развития и нравственного совершенства человека "Величие человека" он видел в "величии его духа" Освоение космического пространства может осуществляться, по убеждению Ч, только совместными усилиями всех стран и народов Вот почему со своих теоретических и гуманистических позиций он обосновывая установление такого миропорядка на Земле, где "не должно быть вражды между странами" В своей деятельности Ч продолжил лучшие традиции русской научной интеллигенции и принадлежал к той их группе, которую сейчас называют "русскими космистами" (см КОСМИЗМ РУССКИЙ) Ч - общепризнанный пионер в области космического естествознания и практического использования его достижений


Поделиться:

Реклама