Чиновник - это...
I ПЕРЕВОД
Понятие Ч не имеет в Библии четкого определения В Синод пер различные евр выражения часто обозначаются одним и тем же словом, и одно и то же евр слово может по-разному переводиться на рус яз
II НАЗНАЧЕНИЕ
Ч - это начальник среднего ранга в гражд, религ или воен областях В зависимости от обстоят-тв он может быть наделен попечит или карат функциями
III В НЕИЗРАИЛЬСКИХ ОБЛАСТЯХ
1) из книги Исход известно, что в Египте было много Ч Из егип Ч упоминаются начальники тюрем (Быт 40:3,4), царедворцы, ответств за обеспечение продовольствием (Быт 40:2), надзиратели за складами зерна (Быт 41:34) Сюда следует отнести также начальников работ (Исх 1:11 и след), их приставников и надзирателей из среды израильтян (Исх 5:13-19), отвечавших за выполнение рабами дневной нормы выработки Из егип источников известно, что надзиратели назначались из умеющих писать, поэтому иногда к Ч причисляются и писцы;
2) в Вавилонском царстве (ок 550 г до РХ), согл Дан 3:2 и след, различные категории Ч, видимо, составляли нижнюю ступень весьма разветвленной должностной иерархии; 3) в период перс владычества (ок 400 г до РХ) к числу Ч относились сатрапы (наместники сатрапий - провинций), к-рые в Езд 8:36 названы вместе с областеначальниками Об Артаксерксе (Ксеркс, ок 470 г до РХ) сообщается, что он назначал Ч (в Синод пер - "наблюдателей"), которые искали женщин для его гарема (Есф 2:3);
4) сир Ч (ок 170 г до РХ), о к-рых с отвращением рассказывается в Книгах Маккавейских, были сборщиками податей и уполномоч государя Они должны были выдавать ему сторонников Иуды Маккавея (1Мак 9:25 и след)
IV В ИЗРАИЛЕ
1) первыми израил Ч, по-видимому, можно назвать назначенных Моисеем 70 мужей, в обязанность к-рым вменялись судебные функции (Исх 18; Втор 1:15 и след; см Старейшины, I) Во Втор 20:5,9 идет речь о Ч, в чьем ведении находился набор в войско (см Старейшины, см Колено);
2) при Иисусе Навине обязанности Ч были сосредоточены преимущественно в воен сфере, что вытекало из особенностей ситуации (Нав 1:10 и след) Если же судить по другим местам Кн И Навина (Нав 8:33; 24:1), то у них были те же полномочия, что и у Ч при Моисее Функции Ч мало изменились и во времена судей (Суд 9:28);
3) в период правления Давида (ок 1000 г до РХ) левиты выделяли четверть своих людей для чиновничьих должностей (1Пар 23:4; ср 2Пар 19:8-11, царствование Иосафата, ок 860 г до РХ);
4) при Соломоне (ок 950 г до РХ) 12 Ч, ежемесячно сменяя друг друга, обеспечивали цар двор продовольствием Подчинялись они, по всей видимости, племяннику царя (3Цар 4:5-19; см Азария, 5) При Соломоне в число Ч входили надсмотрщики над строит рабочими (3Цар 5:16) (см Дееписатель см Приставник);
5) известно, что в период правления царей Иоаса (ок 800 г до РХ) и Езекии (ок 700 г до РХ) Ч заведовали казной храма (2Пар 24:11; 31:13);
6)Иеремия (ок 600 г до РХ) говорит, что священник был одновременно надзирателем в храме (Иер 20:1) Этот Ч обладал и огранич судебной властью При завоевании Иерусалима в 587 г до РХ был пленен некий Ч, евнух (служащий в цар покоях), к-рый командовал защитниками города (4Цар 25:19; Иер 52:25);
7)Неемия (ок 440 г до РХ) часто относит к категории Ч старшин различных священнич, левит и певч групп, называя их "начальниками" (Неем 11:9,14,22)
V ОТНОШЕНИЕ К БОГУ
Важным представляется стих из апокрифич Книги Премудрости Соломона (предположит написанной в 100-50 гг до РХ), где все земные цари названы Ч Божьими (Прем 6:4 и след; в Синод пер - "служителями Его царства") Этим высказывается убеждение, что всякое должностное лицо, в тч и язычник, подчинено Богу и поэтому подотчетно Ему
VI АВТОРИТЕТ
При всем разнообразии чиновничьей службы в Израиле и за его пределами ее авторитет и назначение всегда обусловливались высшей Божеств инстанцией Лучше всего это видно на примере 70 старейшин Такое положение наблюдалось повсюду, где существовал развитый религ культ Вера в богоустановленность чиновничьих должностей не изменилась даже при вырождении чиновничьей службы, как показано в вышеназванном примере из Книги Премудрости Причем на происхождение должности от Бога здесь указывается в первую очередь как на мерило для ее критич оценки, а не для обоснования ее законности Этому не противоречит и то обстоят-во, что Ч привносил в свою службу приобретенные им ранее навыки и знания
VII В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В НЗ часто упоминаются церк и светские Ч В новозавет Церкви существует должность блюстителя, или епископа, к-рая, однако, имеет лишь внешнее сходство с должностями ветхозаветных Ч (Деян 20:28; Флп 1:1; 1Тим 3:2; Тит 1:7) Здесь никогда не говорится о назначении на должность в юридич смысле слова, а исключит о духовных чинах, получающих свою власть от "Пастыря и Блюстителя" Христа (1Пет 2:25) см Должность (II)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: