Чернышевский - это...
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1829-1889) - русский философ, писатель, общественный деятель В 1842-1846 учился в Саратовской духовной семинарии В 1850 окончил историко-философский факультет Петербургского университета До 1853 преподавал литературу в Саратовской гимназии Вернулся в Петербург, где написал и защитил магистерскую диссертацию Сотрудничал в журналах "Отечественные записки" и "Современник" Ближайшим его последователем и сотрудником являлся НА Добролюбов Сблизился с революционерами организации "Земля и воля" В 1862 следует арест, тюремное заключение, семь лет категории (1864-1871), затем ссылка в Вилюйск В 1883 получил право жить в Астрахани В 1889 (незадолго до смерти) возвращается в Саратов Испытал воздействие социалистических идей ПЖ Прудона, Леру, Л Блана, утилитаристской этики Бентама и Милля, идей русских западников (прежде всего Герцена и Белинского) Однако, центральной фигурой, повлиявшей на духовное развитие Ч, был Фейербах Кроме философии, эстетики, этики и разработки идей утопического социализма Ч много сделал в области политической экономии, получив высокую оценку своих работ у Маркса Условия изоляции, в которые он попал после ареста, приостановили духовное развитие Ч, пошедшего по пути упрощения ряда своих ранних идей Ч считается одним из идеологов нигилизма (наиболее полно разработанного Писаревым), давшим ряд образцов "новых людей" в своем написанном в Петропавловской крепости романе "Что делать?" (1863) Ч слывет последовательным материалистом, что не совсем верно по отношению к основному периоду его творчества, который точнее характеризовать как реализм и антропологизм Основные философские произведения: "Эстетическое отношение искусства к действительности" (1855, магистерская диссертация); "Антропологический принцип в философии" (1860); "Письма без адреса" (1862); "Характер человеческого знания" (1885) и др Антропологизм выступает у Ч концепцией, позволяющей рассматривать человека ; община выступает у Ч также как единый организм, обладающий духовным измерением Индивид включен в социальной и индивидуальной жизни в цепь обусловленностей и причинных зависимостей, делающих невозможным феномен свободы воли, на существовании которого настаивает западноевропейский идеализмЧеловек суть единая сущность, соединяющая в себе материальную и духовную стороны жизни Проявления человеческого организма - частные случаи всеобщих законов природы Поведение задается и контролируется психическими механизмами, подкрепляемыми эгоистическими ориентациями человека на выгоду, совпадающую с удовольствием Личностный природный эгоизм (как волевое начало) может быть поставлен под контроль разумом, нигилистически относящимся к несовершенству окружающей социальной жизни и исходящему из идей общей пользы, ради достижения которой допустимо революционное насилие над сопротивляющимися и противодействующими этой идее Идеи разума естественнонаучно обосновываются, поэтому философия возможна только как научная философия, постигающая естественные законы природы и жизни и способная на их основе формулировать идеалы достойного бытия человека и нормировать природный эгоизм через введение категории "должного" как необходимости достижения идеала Нормирование через категорию должного порождает принципы так называемого разумного эгоизма Следование последним накладывает очень сильные (в пределе - аскетические) ограничения на личность, требует подчинения им всей жизни (в том числе и частной), что доступно далеко не всем, а только "новым людям", посвящающим жизнь революционному переустройству мира Соответственно, считает Ч, не может быть социально-нейтральной философской доктрины, - последняя всегда социально-политически обусловлена, выражает интересы конкретных социальных сил и есть средство в их борьбе за сохранение или преобразование существующего порядка В последующем у Ч добавляются и экономические аргументы в пользу своей доктрины Таким образом, он как бы заранее детерминирует этический импе-ративизм субъективной социологии условиями социального и экономического бытия (в частности, работа "Антропологический принцип в философии" была написана как ответ на раннюю работу Лаврова "Очерки вопросов практической философии") Одной из сквозных тем Ч является тема русской общины, которую он, вслед за Герценом, рассматривает как проявление и выражение "подлинного", "естественного" бытия человека; община выступает у Ч также как носитель социалистического начала (русский мужик как стихийный "революционер" и "социалист") Отсюда и его общая с Герценом идея "избегания" Россией стадий капиталистического развития и прямого перехода (через крестьянскую революцию у Ч) к социализму (При этом признание позитивной необходимости трансформации русского общества на социалистических началах неизбежно приводили Ч к определенной идеализации потенциальной роли сильной российской государственности в этом процессе) Данный круг идей лег в основу народничества как идейно-революционного движения и социально-философского течения в русской мысли Другая сквозная тема творчества Ч - обоснование реализма как принципа "уважения к жизни" и в эстетической системе и художественном методе Так, Ч обосновывает самодостаточность объективной действительности, продуцирующей "из себя" критерии своей оценки Красота социально и исторически обусловлена Искусство есть лишь "замена" действительности и не может быть "выше ее" Оно не может быть определено как "тяга к прекрасному", а должно пониматься как "воспроизведение природы и жизни" Эстетический человек - это прежде всего человек естественный, погруженный во всю полноту жизни Художественное творчество выступает как способ познания действительности через соединение образа и мысли Но оно же есть и способ "приговора" над действительностью, исходя из развивающихся сугубо человеческих задач У позднего Ч последовательная (до логического конца) проработка идей приводила зачастую к крайним формам материализма, атеизма и социологизма, редукционно упрощая и вульгаризируя ряд плодотворных содержательных разработок более раннего периода Влияние Ч в эстетике оказалось гораздо большим, чем его влияние собственно в философии Велика его роль в идейных течениях второй половины 19 в Он стал кумиром для нескольких поколений революционной молодежи Свою идейную зависимость от Ч признавал Ленин В советский период Ч рассматривался как центральная фигура в истории русской философии
Поделиться: