Чаша - это...
1) словом "Ч" в Синод пер Библии передается ряд евр слов, обозначающих различные виды сосудов, о форме и размерах к-рых сведений почти не сохранилось Чаще всего это были изделия из глины, но материалом могли служить также камень, дерево, кожа, благородные металлы, железо, бронза, стекло и фарфор, а под влиянием егип прикладного иск-ва при изготовлении Ч стали применяться драг камни и цветные минералы В Ассирии встречались Ч самых причудливых форм (напр, в форме львиной головы) Позднее стало заметно греч и рим влияние Глиняные Ч и кубки израильтяне изготавливали в форме горшка или цветка лилии (3Цар 7:26) Ч могли иметь подставки, ножки разной толщины, ручки и крышки (Езд 1:10);
2) Ч в Синод пер назван также небольшой сосуд в форме глубокого блюда (евр агган) для жидкости (Исх 24:6; Песн 7:3);
3) большое блюдо (евр мизрак), к-рое использовалось при богослужении в скинии и храме (Чис 4:14) в качестве сосуда для жертвенной пищи (Чис 7:13) и крови (Зах 9:15; 14:20) Подобные Ч делались из полированного золота, серебра и меди (Исх 27:3; Чис 7:84; 3Цар 7:45,50) Из таких Ч пили вино(Ам 6:6);
4) в Свящ Писании говорится также и об использовании в Израиле Ч во времена НЗ В основном это были кубки для вина, но и другие напитки также пили из Ч (Мф 10:42) Существовали специальные Ч, в к-рых разбавляли вино для повседневного употребления (Ис 65:11; Притч 23:30); у высокородных людей были отдельные, богато украшенные Ч, из к-рых пили только они (Быт 40:11 и др), у людей же бедных, согл 2Цар 12:3, была всего одна Ч, из к-рой они пили сами и поили овец Если богатые люди пили преимущественно вино, то бедным приходилось довольствоваться Ч воды (Мф 10:42) Наполнением Ч и раздачей напитков гостям и домочадцам занимался глава семейства
Если к-л сосудом не пользовались, то его вешали на стену (Ис 22:24) В Библии говорится, что Ч использовались для гаданий, но едва ли это имеет отношение к Израилю (Быт 44:5) Для гадания в наполненную водой Ч лили масло или, наоборот, воду в масло, бросали в чашу драг камни или капали воск и, следуя определ правилам, предсказывали будущее Но чаще всего Ч упоминаются в связи с отправлением культовых обрядов (напр, Чис 7:84; 1Пар 28:17; Езд 1:10; 8:27), во время к-рых они служили для самых различных целей Напр, Ч использовалась как сосуд для жертвенной жидкости (Исх 25:29; 37:16; Чис 4:7; см также Пс 115:4) В Ч Моисей налил кровь, чтобы затем окропить ею народ(Исх 24:6) В Исх 25:31 говорится о чашечках для масла, имевшихся на светильнике Во время празднования Пасхи особая роль отводилась "чаше благословения", вероятно, третьей Ч в ходе пасхальной вечери, к-рую глава семейства благословлял перед тем как передать ее по кругу Ап Павел называет эту Ч "чашей благословения, которую благословляем" (1Кор 10:16) В ст 21 она называется "чашей Господней", потому что Христос заповедал пить из нее в воспоминание о страданиях и смерти, к-рые Он претерпел ради нашего спасения (Лк 22:17-20; 1Кор 11:23-25) "Чаша Господня", являющаяся символом искупленного Христом человечества, противопоставлена "чаше бесовской", связанной, вероятнее всего, с языч жертв пиршествами (1Кор 10:21) Следует упомянуть здесь и фарисеев с их стремлением к внешнему блеску "чаш и блюд"; обличая их, Христос говорил, что истинная праведность определяется не по своим внешним, формальным проявлениям (Мф 23:25 и след);
5) часто слово "Ч" употребляется в Библии в метафорич значении С Ч сравнивали судьбу человека (Пс 10:6; 15:5; 22:5) Как отец семейства наполняет Ч, так и Господь Бог определяет судьбу человека, даруя Свою милость праведным (Пс 10:6; 15:5; 22:5) Скорбящему его друг подает Ч утешения, но за грехи Иудеи, говорится в Библии, Бог откажет ей в такой Ч (Иер 16:7 и след) Ч спасения олицетворяет благодарность человека, избавленного Господом от великой нужды (Пс 115:4), а словосочетание "чаша ярости" служит выражением Божьего гнева и сурового наказания (Ис 51:17,22; Иер 25:15-18; Откр 14:10; 16:19) Ч гнева должна быть выпита нечестивыми до последней капли (Пс 74:9 - "даже дрожжи ее будут выжимать и пить") Ч опьянения (исступления, изумления, ярости), ниспосланная Богом, является символом того, что народы или сам Израиль, погрязшие в грехах, не замечают приближающегося наказания Божьего (Ис 51:17,22; Зах 12:2; см также Пс 59:5; 74:9; Иер 25:15-18; Авв 2:16) Как пьяный, падая, не замечает, что "открылась его срамота", так же обнажаются грехи и позор того, кто пьет из Ч опьянения (Авв 2:16; см также Плач 4:21; Иез 23:31-33)Вавилон, город греха, из своей золотой Ч опьянял и делал безумными народы, увлекая их за собой к гибели (Иер 51:7; Откр 17:4; 18:6) Но Ч страдания и горя подносится не только нечестивому, чтобы он испытал наказание; Бог подносит ее и к устам невинных (Иер 49:12; Мф 20:22; 26:39,42)Иисус говорит о Своей Ч, имея в виду предстоящие Ему страдания, и предрекает эту Ч также сыновьям Зеведеевым, просившим Спасителя посадить их в будущем Царстве справа и слева от Него (Мф 20:22) В Гефсимании Иисус молился, чтобы минула Его "чаша сия" (Ч страдания и смерти, Мф 26:39,42; Ин 18:11), если будет на то воля Отца
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: