Бюрократия - это...
(франц.-бюро, стол канцелярский и власть): власть стола, управленческой должности. Тип управления, основанного не на избрании и участии граждан, а на назначении специально подбираемых чиновников и организованного по принципу иерархии и строгого подчинения всех звеньев управления центральному. Образуется могущественный слой чиновников-управленцев, полагающих себя главной силой в государстве. Этот тип характерен как для государства, так и для различных организаций общества. Как специализированная корпорация профессиональных чиновников бюрократия возникает с появлением государства и складывается уже в рамках древневосточных деспотий. Теория бюрократии разработана немецким социологом М. Вебером, видевшим в ней естественную и необходимую форму всякой социальной организации, которая появляется в силу объективной потребности в специализации управления, в рационализации деятельности коллективов и организаций. Однако требования компетентности, четкости, эффективности управления далеко не всегда воплощаются в деятельности бюрократического аппарата. Гораздо чаще ее отличают рутинность и неповоротливость, формализм и безразличие к людям, безответственность и не оперативность. Отрываясь от основной массынарода, бюрократический аппарат нередко становится орудием угнетения и подавления. Этим объясняется негативныйоттенок понятия «бюрократия» в обыденном сознании людей. В СССР возникает особая тоталитарно-бюрократическая система.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: