Буцер Мартин - это...
БУ́ЦЕР (настоящая фамилия Кугорн) Ма́ртин (1491—1551) — влиятельный теолог и участник многих важных событий Реформации. Родился в немецком Эльзасе, с 15 лет член доминиканского ордена. Учился в Гейдельбергском университете, где познакомился с идеями Лютера и стал их приверженцем. Покинув орден в 1521 г., становится священником. В 1523 г. за реформаторскую деятельность отлучен от Римско-католической церкви. После этого поселился в Страсбурге, где проповедовал и был президентом церковного совета. Здесь он стремился реализовать свою концепцию взаимоотношений мирской и духовной властей. Согласно Б., светское управление — магистрат, будучи христианским по составу, правит в соответствии со Словом Божьим. Проповедуется это Слово служителями церкви. Но сами проповедники должны быть официально утверждены властями. Таким образом, возникает оптимальное сочетание религиозного и мирского начал жизни.Характерной чертой в деятельности Б. можно считать заботу о единстве протестантского сообщества, стремление к нахождению компромиссов и взаимоприемлемых решений. Еще в 1520-х гг. камнем преткновения для сторонников Реформации стал теологический вопрос о действительном присутствии Христа в Святых Дарах. Б. вначале разделял лютеровский буквализм в решении этого вопроса. Однако затем, не найдя достаточно библейских аргументов в его пользу, склонился в сторону цвинглианского символизма. Тем не менее, раздор лютеран и швейцарских реформаторов показался Б. весьма опасным. Поэтому он предложил сторонам компромиссный вариант: причащаясь, верующий действительно вкушает Тело и Кровь Христа, но присутствуют они в хлебе и вине не буквально и физически, а символически, "по словам и по велению Христа". На диспуте 1529 г. в Марбурге такая позиция была осуждена Лютером как непоследовательная. Склонность к символической трактовке помешала представителям Страсбурга участвовать в подписании Аугсбургского исповедания веры (см. Книга Согласия). В 1530 г. Б. и его сподвижник теолог Вольфганг Капитон составили от имени разделявших данную трактовку общин Страсбурга, Констанца, Линдау и Меммингена т. н. Тетраполитанскую конфессию — "Исповедание четырех городов". В этом документе уже признавалась данность в причастии "истинного Тела и истинной Крови, дабы они истинно вкушались" как питание души для жизни вечной. Такая уступка лютеранству позволила в 1536 г. достичь союза саксонского и южнонемецкого движений Реформации по Виттенбергскому соглашению.Примирительные отношения Б. предлагал также установить между протестантами и католиками. На встречах 1539—1541 гг. ему удалось даже согласовать с католическими теологами понимание доктрины об оправдании верой. Но дальнейшего развития этот процесс не получил. В Страсбурге Б. придерживался терпимого отношения и к общине анабаптистов, хотя большого успеха в дискуссиях с ними не имел. Можно, вероятно, говорить и о влиянии Б. на формирование воззрений Кальвина, прожившего три года по его приглашению в Страсбурге.При всей своей авторитетности, собственного реформационного направления Б. не создал. После занятия Страсбурга имперской армией в 1546 г. он отказался признать ущемляющее интересы протестантов соглашение о религии (Аугсбургский интерим) и был вынужден покинуть город. По приглашению архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера в 1549 г. Б. переезжает в Англию. Став профессором теологии в Кэмбридже, он своими трудами внес заметный вклад в обосновании английской Реформации. Позднее его книга "Царство Христа" стала весьма популярной в движении пуританизма.
Поделиться: