Бультман Рудольф - это...

БУ́ЛЬТМАН Ру́дольф (1884—1976) — немецкий теолог, профессор Марбургского университета, авторитетный представитель протестантской экзегетики. Особенную известность получил благодаря исследованиям Нового Завета, выявлению в нем главного вероучительного содержания, которым считал "возвещение" (керигму).Б. разделял критику Бартом принятого в либеральной теологии способа исторической интерпретации христианства. В работе "История синоптической традиции" (1921) он указал на сомнительность евангельских сведений о событиях жизни Иисуса: большая часть высказываний Христа передана в изложении последователей, что уже снижает их достоверность. Любая историческая реконструкция лишь отвлекает от единственно несомненных фактов — Иисус жил, учил, умер, воскрес. В книге "Иисус" (1926) Б. подчеркивал, что ко Христу как к Богу приходят не через его "биографию", а через проповедуемое Слово.Развитием такой позиции стала самая известная работа Б. "Новый Завет и мифология" (1941). Подобно многим современникам, теолог констатирует трансформацию восприятия традиционных религиозных образов. Человек ныне живет в реальности, все более исключающей буквальную веру в библейские описания. Картина трехуровневого мироустройства (мир Бога, мир людей, Ад), ангелы и бесы, чудеса и т. п. являются чуждыми современному сознанию, со всеми его научными достижениями. Все это рассматривается людьми уже не более как набор древних мифов. Отсюда, собственно, и постановка Б. ключевой задачи теологии в виде демифологизации библейского способа передачи Откровения.Решить задачу можно по-разному. Для Б. неприемлем популярный на рубеже XIX—XX вв. путь удаления из Нового Завета всего, что напоминает мифологию, с сохранением лишь исторически подтвержденных фактов и этических установок христианства. В этом случае, по его мнению, просто утрачивается полнота Откровения. Но принятие всех подробностей Библии за безусловную истину в их буквальном смысле невозможно, так как лишь усиливает мифологическое впечатление. Выход находится в переистолковании того, что кажется мифологическим.Миф, по Б., лишь внешне выглядит как наивное и крайне несовершенное объяснение объективного мироустройства. В этом плане библейский буквализм действительно со временем обесценивается. Но в мифе, прежде всего, выражено самоощущение человека, переживание им мира "здесь и сейчас". Поэтому любое мифологическое высказывание, в том числе и о Боге, будет высказыванием человека о самом себе. Тогда невероятные, с точки зрения науки и истории, явления (воплощение, воскресение и пр.) становятся достоверными как экзистенциальные состояния самого человека. Перетолковывая все историческое и мифологическое в Библии антропологическим образом, мы не отвергаем Священного Писания, но устанавливаем более действенный способ связи с Богом — через обнаружение его присутствия в нашем сознании, чувствах, делах. Таким образом, понимание себя человеком и будет подлинным совершением устремленности к Богу, как это установлено керигмой.Концепция демифологизации встретила и признание и возражения, вызвала немало дискуссий. Заданный Б. уровень рассуждений придал теологической мысли явную философско-антропологическую направленность.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(1884-1976) — нем. протест, теолог. В 20-е гг. примыкал к неоорто-доксии, впоследствии разошелся с К. Бортом и обратился к философии экзистенциализма. Бог, по Б., не есть некая метафизич. сущность, объект, внешний для человека. Бог существует лишь как неотьемл. коррелят человека...

Поделиться:

Реклама