Будный - это...
БУДНЫЙ Сымон (ок. 1530—1593) — мыслитель Беларуси эпохи Возрождения, религиозный реформатор, филолог, педагог, поэт. Существуют разные интерпретации его жизни и творчества. Точно не известно место рождения (в польских или в белорусских Будах), а, следовательно, и кто он по национальности, что не столь важно для истории мысли. Получил хорошее образование в Краковском университете, возможно, продолжил образование в Базельском протестантском университете. С 1558 — проповедник кальвинизма в столице Великого княжества Литовского (ВКЛ) — Вильне. С 1560 — проповедник в Клецке. В Несвиже создал типографию, воспользовавшись шрифтом Ф. Скорины. Здесь в 1562 был издан "Катехизис" на белорусском языке, а также вышла книга "Оправдание грешного человека перед Богом". В атмосфере относительной веротерпимости в ВКЛ Б. прошел серьезную философско-теологическую эволюцию от кальвинизма к антитринитаризму (см.), заложив идейные предпосылки социнианства. Результаты этой духовной работы отражены в его произведениях "O двух природах Христа", "По поводу аргументов Симлера" (Симлер — швейцарский теолог, выступивший с критикой Б. за то, что тот привнес в Писание собственные мысли), "О наиболее важных положениях христианской веры" (работа опубл. после 1573 в Лоске), в переписке со швейцарским теологом Г. Булингером. Начало пересмотру взглядов Б. было положено его работой по анализу известных ему переводов Библии в том числе и "Библии" Скорины, для собственного польского ее перевода и развернутого комментария к нему (1572, однако издателями был опущен комментарий). В 1574 переиздал Новый Завет со своими комментариями и предисловием.
Религиозно-философская концепция Б. оригинальна и весьма радикальна. В частности, он отрицал многие догмы религии, выдвигая деистические (см. Деизм) и натуралистические принципы, склоняясь к трактовке Бога как космической первопричины, отвергая Троицу как фантастическую сущность. Дух — не равнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос — человек, избранный Богом для спасительной для человечества миссии. Б., отрицая бессмертие души, утверждал, что душа — не что иное, как человеческая жизнь. А если прибавить к сказанному его рационалистические трактовки чудес, то становятся вполне понятными те нападки, которым он подвергся со стороны Церкви (в 1582 был лишен возможности проповедовать, а в 1584 он был исключен из братской общины). Б. эволюционировал ко все более рациональным идеям и мировоззрению, причем, по свидетельству ряда его оппонентов, к концу жизни Б. приходит якобы к абсолютному атеизму. Во всяком случае, Б. — один из наиболее последовательных рационалистов в нашей философской мысли, причем не только в вопросах теологии, но и в социальной философии. Б. отстаивал приоритет индивидуального разума, выступал против крайностей интеллектуальной нетерпимости и догматизма мышления. Средством их преодоления считал свободу высказывания своих мыслей и полемическое обсуждение возникающих разногласий. Понятия разума возникают из чувственного опыта, а не являются врожденными. При этом они постоянно нуждаются в переинтерпретации, в извлечении и экспликации истин, находящихся в текстах (в том числе и в Писании) в свернутом виде. Истина — такое положение, которое не противоречит разуму и опыту человека и требует охвата для своего обоснования максимально широкого круга фактов. Она не безразлична к контексту, из которого извлекается. Основа светской жизни человека — личная моральная ответственность перед Богом за свои поступки. Особый интерес представляет трактовка Б. понятия "Логос". Он понимал его как единство мысли и его практического выражения — языка, считая его универсальным понятием. В социальной философии Б. отстаивал рационализированное государственное устройство типа просвещенной монархии с хорошо действующей правовой основой и принципиально боролся с лево-радикальными антитринитариями (социальными утопистами, провозглашавшими необходимость отмены частной собственности и всякой власти). Б. отстаивал приоритет свободы личности (в чем был близок Пико делла Мирандоле и продолжал традиции Скорины). Основные работы Б. по социальным вопросам — "Оборона достоверного учения про светскую власть" (1580) и "О светской власти" (1583). Существует версия, что он является и автором предисловия к работе А. Фрыча Моджевского "Об усовершенствовании Речи Посполитой" (1577). Взгляды Б. были развиты в социнианстве, снявшем атеистически окрашенный радикализм Б., а также в трудах его друга В. Тяпинского.
В. Л. Абушенко
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: