Буддийская Философия - это...

- филос. содержание и обоснование будд. учения. Ранний буддизм распространялся в виде притч и афоризмов Будды, прокомментированных его учениками. Буддизм усвоил идею цепи перерождений из др.-инд. религий. Путь от перерождения к перерождению обрекает человека на страдания, избавиться от к-рых можно, лишь достигнув нирваны. Человек своими силами, без посредников, добродетельной жизнью, пройдя 4 ступени мудрости (став архатом), может прервать цепь перерождений и уйти в нирвану. Буддисты признавали реальность внешнего мира и духовного мира человека, считая вместе с тем, что в мире нет ничего, кроме процессов становления. Душа не является постоянной субстанцией и потому не может существовать вечно. Осн. содержанием учения его последователи считали проповедь любви ко всему живому (в философии -сантана) и строгую подчиненность велениям ума: знания должны служить благочестивой жизни, они необходимы для избавления от страданий. После смерти Будды между его учениками произошел раскол. Часть их (направление хинаяна) придерживались традиц. взглядов, пытаясь, однако, придать учению строгую логич. последовательность (филос. школы вайбхашиков и саутрантиков, последним присущи элементыдиалектики). Др. направление, махаяна, реформировало все стороны будд. учения, придав Будде атрибуты божества, введя религ. обряды, поклонения, молитвы, отказалось от «восьмиричного пути», указав массам широкий и легкий путь спасения благодаря культу бод-хисатв-наставников и пр. Реформатор буддизма и основатель школы шунья-вада (мадхьямика) поэт Нагарджуна сформулировал идею Булла единства материального и духовного мира на основе их иллюзорности, развитую позднее Дхар-мопалой, Асангой (главой школы «йогачара»), философом Васабун-ду. Суть ее такова: существует сантана - поток сознательной жизни, к-рый состоит из комбинаций дхарм - элементов, единственной характеристикой к-рых служит их относительность, мгновенность. Мир, состоящий из мгновенных комбинаций мгновенных дхарм, является нереальным, иллюзорным. Существование же предметного мира объясняется наличием кармы (общей и индивидуальной) . Рождение и смерть также лишь мгновения в этом нескончаемом потоке мгновений. Нагарджуна считал, что шуньята (пустота) является абсолютной, истинной даже в сравнении с нирваной раннего буддизма.


Поделиться:

Реклама