Бруно - это...

БРУНО (Bruno) Джордано Филиппе (1548-1600) - итальянский естествоиспытатель, натурфилософ и поэт, доминиканский монах, бежал из монастыря (1576) Основные работы: "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжествующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Светильник тридцати статуй" (1587), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "Свод метафизических терминов" (1591), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591), "О составлении образов" (1591) и др Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии Приговорен к смертной казни инквизицией за ересь Сожжен на костре в Риме Учение Б - гениальный поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма, Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего" Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией Б неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б, "божественным бытием в вещах") В целом, пантеизм Б, материалистический в ряде своих положений, содержал определенную легитимизацию и реабилитацию материи (того начала, которое, по Б, "все производит из собственного лона") в контексте преодоления схоластической концепции существования множества "форм", не связанных с материей Согласно Б, элементарные фрагменты сущего, "minima" (монады) одновременно относятся к материальному и психическому; свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Б распространяет на природу в целом Все бытие таким образом трактуется Б в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи" Мировая же душа у Б - носитель такого атрибутивного свойства как "всеобщий ум", универсальный интеллектПонятие Бога в результате замещается Б понятием "мировая душа" Согласно Б, земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б, "другие миры так же обитаемы, как и этот") планетами движутся по собственным орбитам "Вселенная есть целиком центр Центр Вселенной повсюду и во всем" (В отличие от Коперника, Б преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой "неподвижных" звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной) Космология Б, пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания Допущение Б о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию "Универсума" в понятие "Вселенная" - вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе Лучшая процедура служения Богу ("монаде монад") - познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Б - постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а "Бога в вещах") Вера, по В, "требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы", в то время как философские изыскания по поводу "истины относительно природы и превосходства творца ее" предназначены лишь тем, кто "способен понять наши рассуждения" Стремление к пониманию естественного закона, согласно Б, - самый высоконравственный удел Волю Бога, по мнению Б, необходимо искать в "неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство" Важную роль в кон-ституировании новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Б куртуазного лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально новым - гносеологическим - содержанием: идущая от трубадуров идея семантического совпадения "небесной любви" к Донне с восхождением к божественному благу трансформируется у Б в своего рода интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого "философия предстает обнаженной перед ясным разумением" Мудреца - искателя истины - Б сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню "в лесах" (те непознанных сферах, "исследуемых самым незначительным числом людей") и "меж вод" (те в зеркалах подобий, отражений и проявлений истины), - но если созерцание божественной наготы обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину, Б видит радикально иную перспективу: пророчески предрекая себе "смерть, принесенную мыслями", он, тем не менее, видит в "героическом энтузиазме" познания путь к божественному подъему, "едва лишь мысль взлетает, // Из твари становлюсь я божеством // // Меня любовь преображает в Бога" Возвышенный полет любви обретает у Б характер философского взлета духа, и любовь к мудрости наделяется ореолом интеллектуального эротизма "Героический энтузиазм" Б (как он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных мыслителей всех времен 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов - месте сожжения Б - в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б


Поделиться:

Реклама