Брэдли - это...

БРЭДЛИ (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846-1924) - британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма Основные работы: "Принципы логики" (1883); "Видимость и действительность" (1893); "Ессе об истине и реальности" (1914) и др В целом находился в кРугу идей Гегеля, хотя в его версии прочтения философии последнего заметно влияние Канта, Юма, Беркли В отличие от "историцистского" направления в неогегельянстве (Кроче, Джентиле, Коллингвуд и др), развивавшем тезис о том, что дух приходит к Абсолюту в процессе исторического развития, абсолютный идеализм (прежде всего в лице Б) акцентировал другую сторону гегелевской философии - положение об Абсолюте как вневременной полноте бытия и совершенстве В таком случае Абсолют исключает возможность любых изменений, гармонически примиряет любые противоположности Он (как абсолютная реальность) выступает тогда всеохватывающей и упорядочивающей системой, преодолевающей пространственно-временную разделенность и развертывающей свое содержание одновременно и повсеместно Отсюда требование Б о воздержании "от спекуляции о генезисе" (те от идеи развития), так как порядок изменений не имеет отношения к подлинному знанию, те философии Задача последней - критика сложившихся систем категорий, понятий и представлений, их проверка на степень полноты схватываемого содержания, а главное - на непротиворечивость Непротиворечивость (основной показатель воплощения Абсолюта) является критерием "подлинности" и истинности понятия, обнаружение же противоречия свидетельствует о его неистинности, мнимости, недействительности Таким образом, Б развертывает концепцию негативной (отрицательной) диалектики Философское мышление, делая предметом своей рефлексии сложившийся в науке и повседневной жизни корпус понятий, обнаруживает их внутреннюю противоречивость, абстрактность, отделение в них сущности от существования Все попытки преодоления их абстрактности (неполноты) и противоречивости вовлекают лишь в бесконечный процесс опосредования одних абстракций другими Тем самым философский анализ устанавливает неадекватность проявления Абсолюта, так как подлинная реальность предстает в познании только как видимость Видимости формально-логически правильно оформляются в когнитивные системы, которые могут оказаться инструментально-практически весьма эффективными Однако они не обладают характеристикой истинности, так как имеют весьма опосредованное отношение к Абсолюту Негативная диалектика Б устанавливает, что мыслить Абсолют во всей его конкретности мы не способны, так как наше мышление остается абстрактным в силу своей частности и конечности Ему недоступна вся полнота и целостность действительности К тому же субъект оказывается в оппозиции миру дискретных вещей, за которыми неспособен установить "внутренние" отношения Только философия, в отличие от науки и обыденного здравого смысла, способна хотя бы указать на общие логические условия конкретности, те абсолютной реальности Диалектическое мышление осознает свою неполноценность и пытается пробиться к целостности Абсолюта Основной принцип диалектики - принцип целостности сознания: разум несет в себе бессознательную (нерационализируемую) идею целого, приводит свои частные идеи в соответствие с ней путем их "дополнения" до целого, никогда не достигая "предела" в этом "дополнении" Однако через аналитико-синтетические процедуры постепенно происходит конструирование конкретности предметов из абстракций как движение от минимальной определенности мысли ко все большей ее полноте Формальная логика (и силлогистика, и индуктивизм) не способна справиться с этой задачей, которая решаема только диалектически Первый акт - критика "данности" (видимости) и осознание ее как недостаточности Второй - отрицание этой "данности", но и "дополнение" ее Третий - критика вновь образованной "данности" Затем следует повторение цикла Импульс к постоянному "дополнению" есть стремление к элиминации временности и противоречивости, попытка ухватить вневременные идеальные значения Однако, это доступно лишь "непосредственному восприятию", трансцендентирующему себя (экспансирующая составляющая истины) и снимающему противоположность субъекта и объекта (гармонизирующая составляющая истины) В "непосредственном восприятии" слиты воедино чувство, воля и разум, что и позволяет схватывать целостность в тождественности субъекта и объекта Таким образом, реальная действительность есть духовный Абсолют - единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система Личное начало, следовательно, не самодостаточно и не автономно, человек суть часть субстанционального целого как общественное существо (выход в обоснование консерватизма) Для Б неприемлимы любые варианты психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма При этом он подчеркивает и неразрывность должного и сущего С этих позиций зло - моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой через моральное усовершенствование, те в самоосуществлении нравственного субъекта, "реального я", исходящего не из наличной "суммы обстоятельств", а из поиска своего места в гармонизируемом обществе В этом отношении Бог, указывает Б, как моральный идеал воплощает Абсолют и задает предельное смысловое основание процессу самореализации личности


Поделиться:

Реклама