Брахма - это...
БРАХМА (от древнеинд., или вед., "расширяться", "распространяться"). 1. Согласно "Пуранам", тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения и сохранения материальной стороны всех вещей; субстанция-сила, включающая материю, энергию и законы природы. Б. — цельный и устойчивый образ мира, область, подвергающаяся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов, относимых к Вишну. Новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Б. Мир тем самым представляет собой состояние "целенаправленного восприятия идей", а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Б. Символически Б. изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Б. — эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть необусловленная причина и первичная основа всего сущего. Согласно Е. П. Блаватской, изучающий должен отличать Б., бесполого, от Брамы, творца мужского рода в индийском пантеоне. Первый Б., или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и все возвращается, который есть бестелесный, нематериальный, нерожденный, вечный, безначальный и бесконечный. Б. — всеобъемлющий, одухотворяющий как наивысшего Бога, так и мельчайший минеральный атом. Брама, кроме того, мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении и затем снова погружается в пралайю, т. е. исчезает и уничтожается. 2. Высшее божество индуизма — Тримурти, Владыка Сущего. 3. Состояние духа, в котором может быть постигнут неизбывно перевоплощающийся и всерасширяющийся разум — источник всех перемен.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: