Браха - это...
БРАХА (иврит. "становиться на колени" и одновременно "благословлять") — в иудаизме — термин, имеющий четыре основных значения: 1) благословение; 2) бенедикция; 3) счастье, удача; 4) подарок.
В еврейской Библии, или Танахе, Б. фигурирует лишь в первом, третьем и четвертом значениях, хотя глагол барах используется в смысле "благодарить", "прославлять", а также в редких случаях эвфемистически — "проклинать". В раввинистической литературе (см.; см. также Талмуд, Мидраш, Аггада) и в повседневном обиходе термин "Б." употребляется главным образом в первом и втором значениях. В первом значении Б. — доброе пожелание, осуществление которого возможно лишь с помощью Бога, и поэтому лишь Б., опирающаяся на силу Божью, является действенной. Так, Б. пророка Моше, или Моисея, имеет особую силу ввиду его особой близости Богу, поэтому уже одним поднятием рук к небу (древний жест Б.) пророк обеспечивает победу Израилю. После смерти Моше функция Б. переходит к первосвященнику Аарону, также благословляющему народ поднятием рук, а затем к его потомкам — коѓэнам. В семье Б. произносит глава семьи: так, Йицхак (Исаак) благословляет Йаакова (Иакова), а затем Эсава (Исава) (Быт 27, 28:1—4); Йааков благословляет своих двенадцать сыновей (Быт 49), а также внуков Эфраима (Ефрема) и Менашше (Манассию) (Быт 48:13—22). В талмудический период происходит кодификация включения Имени Божьего (см. Эль, Элоѓим, Тетраграмматон) в Б. Еврею вменяется в обязанность отвечать "Амен" и на Б., произнесенную неевреем (Талмуд Иерусалимский, Брахот 8:9).
Во втором значении Б. — молитвенная формула, содержащая благословение Бога и обязательно начинающаяся обращением Барух Ата Адонаи Элоѓейну Мелех ѓа-олам ("Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной"); Б. входит в обязательные молитвы, произносится перед зажиганием субботних свечей (см. Шаббат) и т. д.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: