Богоявление - это...

БОГОЯВЛЕНИЕ — христианский праздник, 6 (19) января, иначе называется праздником Крещения Господня, так как в этот день Церковь вспоминает Крещение Спасителя Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Матф 3:13—17; Марк 1:9—11; Лук 3:21—22). Первое название употребляется применительно к этому празднику потому, что, как принято полагать, при крещении Спасителя было особое явление всех трех Лиц Божества: "Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца" (П. П. Васильев). В древности в навечерие этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных, и поэтому праздник называли "святым днем светов" (Григорий Назианзин — см.), праздником Просвещения.

Как отмечал А. П. Алявдин, Б. — один из древнейших церковных праздников. Самое раннее письменное свидетельство о нем находится в актах мученика Филиппа, епископа Гераклеи (ум. 304), призывавшего, ввиду приближения праздника Б., к особой стойкости, и у Аммиана Марцелина (4 в.) в рассказе о праздновании его римским императором Юлианом в 360 во Вьенне (Галлия). Существует мнение, что праздник Б. возник у христианских гностиков (см. Гностицизм), где он соединялся с праздником Рождества Христова. До конца 4 в., а в отдельных местах — еще и в 5 в., в ортодоксальной Церкви оба праздника соединялись вместе. Раньше всего разделение произошло на Западе, так как впервые в Римской Церкви было установлено праздновать Рождество Христово 25 декабря. Обычай соединять оба праздника существовал в Испании еще в конце 4 в., как можно заключить из актов поместного Собора в Сарагоссе (380), а в Египте — и в 5 в. [Армянская Апостольская Церковь и в 20 в. празднует данные праздники одновременно — 6 (19) января. — Ред.] В различные времена и в разных местах значение праздника Б. понималось в Христианской Церкви различно. В православии на первый план в значении его выдвинулось воспоминание о крещении Иисуса Иоанном Предтечей (Крестителем) в Иордане. С последним событием связывалась мысль о первом появлении Иисуса среди народа, а с установлением примата троичности — идея о явлении Лиц Божества. В канун праздника Б. — "сочельник", или "сочевник", — установлен особо строгий пост. Несмотря на холод, в России во многих местах существовал обычай купаться в реке непосредственно после погружения креста в воду. В Египте после освящения воды вместе с христианами купались в Ниле и мусульмане; купали также домашних животных и погружали в воду даже утварь. В Эфиопии в день Б. также бывало общее купание. Особой торжественностью отличался обряд освящения воды в Палестине. Он совершался здесь на Иордане, в том месте, где, по преданию, крестился Христос. В католичестве на первый план в значении дня Б. выступает воспоминание о явлении после рождения Христа звезды восточным волхвам как о первом откровении язычникам явления Мессии. Он называется поэтому "праздник волхвов", или "праздник царей (королей)". Водоосвящение не является здесь всеобщим обычаем, хотя и встречается во многих местах. Очень распространен обычай, хотя также не повсеместно, освящения золота, мирры и ладана, которые употребляются потом в качестве амулетов. В Средние века царственные особы, наподобие евангельских волхвов, жертвовали в церкви драгоценные металлы и мирру. Обрядовое своеобразие праздника выражалось здесь в драматических церковных представлениях воспоминаемого события, т. е. поклонения волхвов. Остатки их в некоторых местах сохранились до сих пор; в церквах выставляется рельефное изображение этого поклонения. В житейском обиходе с праздником Б. связан обычай хождения со звездой трех мальчиков или мужчин и т. н. "обеды королей", на которых подается пирог с запеченным в нем бобом. Тот, кому достается последний кусок при разделе пирога, назначается "королем" на время обеда. До разделения Церквей (1054) в этот праздник провозглашался повсюду в храмах вычисленный согласно постановлению 1-го Вселенского собора (325) день Пасхи и других переходящих праздников.

Согласно изложению П. П. Васильева, церковное празднование Б. как праздника великого продолжается двенадцать дней (2—14 января). Ближайший перед праздником воскресный день называется "неделей перед Просвещением". В праздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника Церковь одинаково держит пост. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает "великое" освящение воды (в отличие от "малого", совершаемого в другие дни). Этот обряд происходит из глубокой христианской древности: водоосвящение в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением. Богоявленская, или крещенская, вода издревле считалась великой святыней (см. Агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года, ею окропляют вещи, принимают ее с верою в случае болезни и дают пить тем, кто по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
проявление божества в форме, воспринимаемой органами чувств. Термин богоявление обычно применяют к древнегреческим и ближневосточным богам. В Ветхом Завете описываются явления бога в человеческом облике, в виде стихийных бедствий, горящего куста, облака и легкого ветерка....
Философский словарь
- второе название христ. праздника крещения. По словам христ. проповедников, этим названием подчеркивается, что при крещении Иисуса «было особое явление всех лиц божеств. троицы». Первоначально в христианстве 6 января (ст. ст.) отмечался тройной праздник — рождество, крещение, Б...
Словарь церковных терминов
см. Крещение Господне.

Поделиться:

Реклама