Богданов - это...
БОГДАНОВ (псевдоним), Малиновский Александр Александрович (1873-1928) - русский философ, политик и идеолог российской социал-демократии, один из создателей партии большевиков, ученый-естествоиспытатель, писатель-фантаст В 1893 поступил на естественное отделение Московского университета В 1894 - арестован за участие в народовольческом Союзном Совете землячеств, исключен из университета и выслан в Тулу В 1895 поступил, а в 1899 закончил медицинский факультет Харьковского университета С 1896 наметился отход Б от народовольческих идей к социал-демократизму, в 1899 Б определил себя по убеждениям как "работника научного социализма" Осенью 1899 арестован за пропаганду и после четырехлетнего поднадзорного пребывания в Калуге и Туле примкнул в 1903 к большевикам, став ближайшим соратником Ленина Принимал активное участие в революционных событиях 1905-1907 В конце 1909 вышел из большевистской партии, а после 1911 полностью отошел от политической деятельности, во время 1-й мировой войны был военным врачом Не поддержал лозунга превращения империалистической войны в гражданскую Б положительно оценил Февральскую (1917) революцию, считая ее способной содействовать демократическому развитию России После Октябрьского переворота (1917) был членом президиума Коммунистической академии (1918-1926), читал лекции в Московском университете В 1918-1920 принимал активное участие в Пролеткульте С 1921 Б занимался исключительно естественнонаучными проблемами переливания крови, омоложения организма, продления жизни В 1926 возглавил первый в мире Институт переливания крови Умер в результате эксперимента, поставленного на самом себе Советская научная историография в силу ряда причин идеологического характера тенденциозно подходила к оценке философского и идейно-политического наследия Б Хотя сам Б до конца своей жизни считал себя социал-марксистом, он в то же время категорически отвергал ортодоксальность в марксизме, получившую, как он полагал, широкое распространение в среде российской социал-демократии, имея в виду Плеханова и Ленина В этом - основа всех разногласий Б с большевиками, приведшая к 1917 к полному разрыву с ними Наука и гражданская свобода, наука и социализм - таково философское и идейно-политическое кредо Б Убежденность в неограниченных возможностях научного знания, вполне характерная для того времени, сочеталась у Б с убежденностью, что общество способно поставить под свой контроль "условия жизни" Отсюда вытекали постоянные поиски таких познавательных форм ("бесконечно широких" и "бесконечно пластичных"), которые способны были бы охватить все разнообразие "беспредельно прогрессирующей жизни" В этом плане Б обратил особое внимание на труды Оствальда и Маха, придя к выводу, что учение Маркса (в частности, его диалектика как "последнее слово научно-эволюционного метода") вполне совместимо с новейшим естественно-научным позитивизмом, монистическим пониманием общественной жизни и развития Эти идеи были отражены Б в работе "Эмпириомонизм Статьи по философии (1904-1906)", в которой была сделана попытка разработать единую познавательную картину мира с "организационной точки зрения, те как процесса формирования, борьбы и взаимодействия комплексов и систем различных типов и ступеней организованности" В "Философии живого опыта" (1913) Б продолжил развитие идей эмпириомонизма, а в работе "От монизма религиозного к научному" (1913) дал обоснование борьбы за научный монизм, устраняющий философию вообще По Б, философские понятия - дух, материя, субстанция и тп - суть "идолы и фетиши познания, порожденные трудовыми отношениями в определенные эпохи и не имеющие смысла за их пределами Их можно заменить универсальным понятием "энергии", служащим познанию для того, чтобы "представить все явления как соизмеримые" Именно в философии эмпириомонизма Б нащупал отдельные нити к "организационному подходу", приведшему к созданной им "организационной науке" - "тектологии", обобщившей ин-тегративные тенденции в естественно-научном и социальном познании ("Всеобщая организационная наука (тектология)" Ч I-III; 1913-1922) Сам Б определил тектологию как "общее учение о нормах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления" Будущее показало, что некоторые положения тектологии Б предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др), а сама теоретическая концепция оценивается как первая серьезная попытка системно-кибернетического анализа функционирования социальных структур и управления ими В основе социальной концепции Б лежала трудовая теория общества, краеугольный камень которой, согласно Б, - "теория трудовой стоимости в той коллективистической форме, которая дана Марксом" Социализм представляется Б как нетоварная хозяйственная система с происходящими в ней на всех социальных уровнях процессами обобществления, органически ей присущими и претворяемых в жизнь классом социалистических пролетариев, тк именно он "совмещает в себе функции организатора и исполнителя и воплощает опыт коллективной человеческой практики" Второй составляющей богдановской концепции социализма являются представления об организации человеческого общества через организацию человеческого знания, через "научно-организованный труд": "Все - трудящиеся, и в сфере труда они удовлетворяют жажду творчества Они совершенствуют технику и познание - а стало быть и собственную природу" И тектология как всеобщая организационная наука была задумана Б именно как наука о строительстве социализма на основе всего социально-экономического и культурного опыта, накопленного человечеством Концепция социализма Б (по обозначенным им методам борьбы промышленного пролетариата и средствам достижения поставленных целей) значительно отличалась от ленинско-большевистской Б скептически относился к идее диктатуры пролетариата, а мировая война привела его к выводу о неготовности реального европейского пролетариата к роли класса - строителя социализма При этом Б до конца считал рабочий класс единственной движущей силой социалистических преобразований, но в рамках особой формы рабочего движения - через преодоление его "культурной несамостоятельности", через его "культурное вызревание" при буржуазно-демократическом строе (лозунги Рабочего Университета, Рабочей Энциклопедии и пролетарского искусства) Б не признавал социалистический характер Октября 1917, считая этот переворот отказом от теории марксизма, сдачей позиций социализма, обосновывая данную идею тем, что движущей силой Октября был не рабочий класс, а солдатские массы, армия Б резко осудил политику военного ("государственного") коммунизма, назвав его "ублюдком капитализма", не верил в способность Советов стать основой государственно-правового устройства общества Б - автор двух фантастических романов, написанных в традиции социальной утопии - "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912), а также работ: "Основные элементы исторического взгляда на природу" (1899); "Революция и философия" (1905); "Очерки по философии марксизма" (1908); "Падение великого фетишизма Вера и наука (о книге В Ильина "Материализм и эмпириокритицизм") (1910); "Наука об общественном сознании" (1914); "Вопросы социализма" (1918); "Курс политической экономии" (в соавторстве с ИИ Скворцовым-Степановым, 1918-1920) и др
Поделиться: