Бодхисаттва - это...
(санскр., букв. "существо, стремящееся к просветлению") - буддистских мифологических и философских воззрениях - человек, решивший выйти из круга сансары и достигающий состояния будды. В буддизме хинаяны Б. считаются только будды прошедших мировых периодов (различные школы называют их общеечисло от 5 до 24), а также будда текущего периода - Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) и грядущий будда-спаситель Майтрейя. Т. о., хинаянистская трактовка Б. близка к классическим "религиям спасения" с характерным для них упором на божественные пророчества и культ учителей божественного или богоподобного происхождения. Махаянистская трактовка Б. несколько смещает акцент на личностное стремление верующего пройти "восьмеричный путь" восхождения к разрыву кармического круговорота, к нирване как высшему уровню существования, сверхчеловеческому блаженству покоя и несвязанности, запредельности. Путь Б. в махаяне доступен для всех, вступивших на стезю следования буддистским истинам; будды, прошедшие путь Б., обитают не только на земле, но и в бесконечном множестве миров. Наивысший нравственный подвиг Б., достигшего нирваны, - отказ от статуса будды и возврат в сансару, добровольное принятие закона кармы. Это совершается с целью наставления и помощи стремящимся достичь высот буддистского служения. Вместе со своего рода "демократизацией" концепции и образа Б. в махаяне происходит существенное усиление ритуализации духовной практики, создается культ Б. наряду с культом общебуддистских будд. Наиболее влиятельные Б. буддистского пантеона - Авалокитешвара (кит. Гуань-инь, яп. Каннон, монг. Хоншим. Считается воплощением сострадания и эманацией будды Амитабхи, олицетворяющего "неизмеримый свет" и владеющего раем Сукхавати), Манджушри (олицетворяющий мудрость), Ваджрапани (уничтожающий косность и заблуждения разума). Е. В. Гутов
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: