Боас - это...

БОАС (Boas) Франц (1858-1942) - американский антрополог Родился в еврейской семье в Германии Изучал физику и математику в Гейдельбергском и Боннском университетах Докторская диссертация по физической географии была посвящена проблеме цвета моской воды (1881) После экспедиции на Баффинову землю (1883-1884) заинтересовался антропологией В 1886 переехал в США Профессор Колумбийского университета (1896-1936) Основные сочинения: "Пределы сравнительного метода в антропологии" (1896); "Ум первобытного человека" (русск изд, 1926); "Антропология в современной жизни" (1929); "Раса, язык и культура" (1940); "Общая антропология" (1944) и др Б стал основателем направления в антропологии, получившего наименование исторический партикуляризм Среди его учеников - М Мид, Р Бенедикт, Э Сэпир, А Кребер и др Б выступил с критикой идей Тайлора, Моргана и всей концепции эволюционизма за ее стремление к генерализации и поиску универсальных законов развития культуры По Б, социокультурные вариации чрезвычайно значительны, а информация о них слишком фрагментарна для того, чтобы заниматься построением универсальной теории Основываясь на идиографической методологии неокантианства, Б считал, что каждая отдельная культура имеет свою длительную и уникальную историю Для понимания отдельной культуры требуется реконструкция ее индивидуального пути развития Подчеркивая уникальность каждой культуры, Б фактически отвергал возможность построения универсальных теорий Другой значительной чертой исторического партикуляризма Б был принцип культурного релятивизма, согласно с которым в культуре не существует высших и низших форм и, следовательно, понятия прогресса Такие термины, как дикость, варварство, цивилизация, по Б, отражают лишь этноцентризм тех народов, которые считают собственный образ жизни более нормальным, чем у других Вместо бесплодного теоретизирования, свойственного эволюционизму, Б призывал антропологов к скрупулезному собиранию эмпирических материалов, основанному на том же принципе культурного релятивизма В данном случае он означал отказ исследователя от установок собственной культуры и ориентация на познаниедругой культуры, исходя из ее собственных ценностных ориентации Одним их важнейших достижений Б стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогической и культурной эволюции Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б удалось доказать что, раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеского существования


Поделиться:

Реклама