Бланшо (blanchot) Морис - это...

(р. 1907) - франц. философ, писатель, литературовед. Испытал влияние Ницше, Батая, Хайдеггера, установок сюрреализма. Б. развивает концепцию воли к власти, которая в рамках его философии противопоставляется самой власти: там, где для разума как властного начала находится хаос и "чистая негативность", которую необходимо преодолеть, для воли к власти только начинается "чистая позитивность". Любое нормативное задание языка - лингвистическое, семиотическое, литературное, риторическое - служит, по Б., проводником власти. Перевод в язык того, что само языка не имеет или существует как спонтанная речь, Б. также считает "упражнением во власти". Демаркационной линией, отграничивающей власть от безвластного, является книга как культурный продукт. Б. считает, что мышление как опыт безвластного возможно лишь там, где устранена любая субъективность. Писать "нечто", не являющееся книгой, - значит, по Б., пребывать в стихии воли к власти, в вечном возвращении, вне знаков, маркирующих предел письма как книгу. В этом "нечто" исчезает вопрос о человеке, открывается бытие философии как опыта чистой трансгрессивности, т.е. "выхода за пределы". Человек, по Б., неявляем в качестве микрокосма, дублирующего в себе реальность. Он представляет собой всего лишь аббревиатуру множества частичных и неполных знаков. Так называемые "онтологически" полные знаки, которыми, согласно Б., записан человек, с точки зрения их представленности в истории, культуре или космосе являются максимально фрагментарными. Отсюда Б. делает вывод, что семиотика, исследующая логику бессознательных импульсов воли к власти, не может опираться на науку, т.к. в науке доминирует модус полноты представленности мира. Семиотику следует строить как открытую серию различных и одновременно тождественных знаков - импульсов, которые различны, асинхронны в представлении, в непосредственном же действии по своей внутренней форме они тождественны, т.е. в равной степени заняты воспроизводством реальности. Такими знаками могут быть "революция", "власть", "закон", "философия"; при этом Б. считает важным то, что все они даются в открытой серии семиотического процесса, не отягощенного нормами социальности. Играть знаками социальности вне социальности - именно это Б. называет опытом безвластного. Синонимом трансгрессивной текстуальности Б. называет желание. Не признавая, что есть типы действия, несводимые к желанию или "чистому" тексту, и тем самым объявляя желание атрибутом историчности, Б. ищет не новой социальности, а конца истории. М.К. Рыклин Внутренний опыт // Ступени. Философский журнал. СПб., 1994, №2(9); Роман о прозрачности // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М, 1996; Последний человек. СПб., 1997. L&espace litteraire. P., 1955; L&eutretien infini. P., 1969.


Поделиться:

Реклама