Биркат га-мазон - это...

БИРКАТ ЃА-МАЗОН (иврит. "благословение трапезы") — в иудаизме — особая бенедикция после завершения трапезы, благодарственная молитва Богу за дарованную пищу. Чтение Б. ѓа-М. является непосредственным выполнением заповеди (см. Мицва) Торы, где сказано: "И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе" (Втор 8:10; Синод. перевод). Согласно традиции, Б. ѓа-М. произносят только тогда, когда человек насытился. Однако уже в древности было принято постановление, что благословение после трапезы нужно произносить и в том случае, когда трапеза была очень скромной. Еврейский практический религиозный закон — Галаха — определяет, что минимальное количество съеденного хлеба, после которого следует произносить Б. ѓа-М., должно быть размером "с маслину" (ке-заит). Иудаизм придает большое значение совместной трапезе, которая сопровождается размышлением о Всевышнем, благодарением Ему, словами Торы. В талмудический трактате "Пиркей Авот" говорится: "Если трое ели вместе и не говорили о Торе, то это подобно жертвоприношению мертвым... Если же за столом звучали слова Торы, то они как бы ели со стола Бога благословенного" (Авот 3:3). Б. ѓа-М. открывается следующими словами, которые произносят все присутствующие за столом: "Благословен Тот, Чью пищу мы ели и благами Которого мы живем". Эта фраза основана на стихе из Книги Псалмов (см. Хваления): "Господу принадлежит земля и все, наполняющее ее" (Пс 24/23:1). В Талмуде повествуется о том, как праотец еврейского народа Авраам разбил шатер у перекрестка дорог и принимал всех путников без различия их веры. После того как гости насыщались и благодарили его, он говорил им: "Разве мое вы ели? Вы ели то, что принадлежит Богу вселенной! Вознесите же вашу хвалу Ему!" И гости отвечали ему: "Благословен Бог вселенной, Чью пищу мы ели" (Сота 10б). Универсальность еврейского подхода к миру, понимание Бога как любящего Отца всего мира, важнейшими атрибутами Которого являются милосердие и любовь, особенно ярко отражены в первом благословении Б. ѓа-М., авторство которого религиозная традиция связывает с пророком Моше, или Моисеем: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который дает пищу всему миру. В Своей милости, любви и сострадании Он дает пищу всему живому, ибо милость Его вечна. И по Его великой доброте не было у нас недостатка в еде и пусть не будет никогда; потому что ради Имени Своего великого Он питает всех и творит добро каждому, и заботится о пище для всех творений Своих, которых создал. Благословен Ты, Господь, питающий всех". На эти слова ведущего присутствующие отвечают "Амен!" и лишь затем следуют еще два благословения трехчастной по структуре молитвы, касающиеся благ, дарованных Всевышним Его народу, — благодарность за Землю Израиля (см. Земля Обетованная, Эрец-Йисраэль), а также за Иерусалим и Храм. Части Б. ѓа-М. перемежаются исполнением Псалмов 137 и 126 (в русской Библии [см.] — 136, 126) и разного рода субботних (см. Шаббат) и праздничных вставок. Б. ѓа-М. является третьей по значимости молитвой после "Шма" и Амиды (см. Амида).

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама