Билеам - это...

БИЛЕАМ, Бильам (с иврита, предположительно, "поглотитель", "губитель"; согласно народной этимологии, "без народа", "не принадлежащий народу", "поглотитель народа", "погубитель народа"; в русской традиции — Валаам) — в иудаизме и христианстве — языческий прорицатель, наделенный огромным даром и использовавший его, чтобы проклясть народ, избранный Богом (см.; см. Избранный народ), однако это проклятие обратилось в благословение. История Б. свидетельствует, что уже в глубокой древности иудейское сознание связывало возможность пророческого дара (см. Пророк, Пророков Книги) не только с еврейским народом, но и с язычниками. Однако последние получают его редко и стремятся отклониться от пути Божьего; тем не менее и сила зла по воле Бога может быть обращена в добро.

Согласно Торе, или Пятикнижию Моисееву, Б. — сын Беора (Веора), языческий маг и прорицатель из города Петор (Пефор) в земле Арам-Наѓараим (арамейское княжество в Месопотамии). Как повествуется в Книге Бемидбар [см.] (Книге Чисел), когда народ Йисраэля [см.] (Израиля) под водительством пророка Моше [см.] (Моисея) совершал трудный путь из "дома рабства" — из Мицраима (Египта) — к Земле Обетованной (см.; см. также Эрец-Йисраэль) и остановился на стоянку в степях Моава, моавитский царь Балак (Валак) был напуган численностью пришельцев и известиями об их победах над окрестными царями. Договорившись с мидьянитянами (мадианитянами), он отправил моавитских и мидьянских старейшин с богатыми дарами к Б., чтобы проклясть народ Израиля, ибо слово Б. обладало огромной силой. Когда послы явились к Б., тот предложил им остаться у него ночевать и сказал, что наутро объявит им о своем согласии или несогласии — в зависимости от того, что скажет ему Господь. Бог явился Б. и вопросил: "Какие это люди у тебя?" (Числ 22:9; здесь и далее — Синод. перевод). Тот, несколько уклоняясь от прямого ответа, сказал: "Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне, сказать: Вот народ вышел из Египта и покрыл лице земли; итак приди, прокляни мне его: может быть, я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его" (Числ 22:10—11). Однако Господь строго воспрещает Б. делать это: "...не ходи с ними, не проклинай народа сего; ибо он благословен" (Числ 22:12). Б. отказался отправиться к Балаку, но тот прислал еще более знатных послов с новыми дарами и обещаниями великих почестей. Первоначально Б. резко отказывает им: "...хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу" (Числ 22:18). Но тут же последовала оговорка, указывающая на внутренние колебания Б.: "Впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь" (Числ 22:19).

Господь предоставил свободу выбора Б., и тот, оседлав утром свою ослицу, отправился в Моав. Всевышний страшно разгневался на него, и Ангел Господень (Малеах [см.] Адонаи [см.] — "вестник Господа"; в древнейших текстах Торы — одна из теофаний [см.]) преградил дорогу ослице, на которой ехал Б. Именно ослица увидела Ангела с обнаженным мечом, стоящего на дороге, Б. же не видел ничего. Это, вероятно, символизирует его душевную слепоту: ступив на ложный путь, он утратил ясность видения, данную ему Богом. Ослица свернула с дороги в поле, и Б. стал ее бить, чтобы вернуть на дорогу. И вновь Ангел Господень встал на узкой дороге, по бокам которой шли стены, ограждающие два виноградника. Ослица прижалась к стене и придавила ногу Б. Разозленный, он вновь стал бить ее и вынудил идти. В третий раз Ангел Господень встал на дороге в таком месте, где совершенно некуда было свернуть, и тогда ослица легла под Б. Разъяренный до предела, он вновь начал колотить ее палкой. И тогда случилось чудо: "И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня уже третий раз?" (Числ 22:28). Не вполне осознающий, что произошло, Б. в запальчивости ответил, что будь у него в руке меч, он уже убил бы ее. Тогда разумное животное попыталось вразумить хозяина, чтобы тот понял, что через поведение его ослицы ему дается какой-то знак: "Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет" (Числ 22:30). Тогда и Господь открыл зрение пристыженному Б., и он увидел Ангела Господня с мечом и в ужасе пал перед ним ниц. Б. признает свой грех перед Богом и заявляет о желании вернуться. Но Всевышний повелевает ему пойти с людьми Балака, но изрекать только то, что Он, Господь, будет говорить ему.

Балак, вышедший навстречу явившемуся к нему Б., попенял ему на то, что он сразу не явился по его зову. На следующий день царь Моава возвел Б. на священные высоты Баала [см.] (Ваала) и по указанию прорицателя построил семь жертвенников и приготовил семь тельцов и семь овнов для всесожжения. Однако вместо того чтобы проклясть народ Божий, Б. в священном экстазе, по наитию Господа, благословляет его: "Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно, и между народами не числится. Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертию праведников, и да будет кончина моя, как их!" (Числ 23:8—10). Раздосадованный Балак просит Б. вновь проклясть народ Божий, но еще дважды, восходя на другие высоты, тот благословляет его (в повествование включается фольклорно-эпический мотив троичности), и эти благословения становятся все ярче и возвещают великую участь Израиля. Особенно это касается третьего благословения, представляющего собой стихотворный фрагмент, исполненный необычайной поэтической силы: "Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах. ...Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!" (Числ 24:5—6, 8—9). Эти слова вызвали гнев Балака, который стал прогонять Б.: "Итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести" (Числ 24:11). В ответ на это Б. произносит новое пророчество (в том числе и о будущем Моава), исполненное таинственного смысла, касающегося грядущих судеб мира: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Числ 24:17). Иудейская экзегеза, а вслед за ней и христианская видят в этом пророчестве указание на явление в мир Машиаха, или Мессии, который совершит суд над народами земли и введет человечество в Мессианскую эру — Царство Божье; при этом христианская традиция прочитывает этот фрагмент как прямое указание на пришествие Иисуса Христа. В пророчестве Б. содержится и прямое указание на исторические события последующих веков — увод Ашшуром (Ассирией) в плен моавитян и других народов, завоевание Ашшура Персией и покорение последней, а также потомков Эвера (Евера), в том числе и евреев, царством Киттим (Грецией, а точнее — Македонией), а затем гибель по воле Божьей и этого царства: "...недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен. ...Придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!" (Числ 24:22, 24; в постбиблейскую эпоху эти слова толковались еврейскими мудрецами и как указание на Рим). После этого Б. отправился на свою родину.

В другом эпизоде Книги Чисел Б. выступает в несколько иной роли. Это по его совету моавитские блудницы (имеется в виду культовая проституция, связанная с языческими культами плодородия) соблазнили многих израильтян во время их остановки в Шиттиме (Ситтиме). В результате народ впал в грех идолопоклонства, начав служить Баал-Пеору (Ваал-Фегору), за что был сурово наказан Господом. То же самое произошло и с мидьянскими блудницами. Осуществляя возмездие мидьянитянама, израильтяне убили пять мидьянских царей, а вместе с ними и Б.

В последующей иудейской традиции Б. предстает как самый сильный из семи языческих пророков, фигурирующих в текстах Танаха. Кроме него в этом ряду его отец Беор, а также Ийов [см.] (Иов) и четверо его друзей — Элифаз (Елифаз), Бильдад (Вилдад), Цофар (Софар) и молодой Элиѓу (Елиуй). Однако злое начало победило в Б., и за это он лишился пророческого дара, а вместе с тем способность к пророчеству была потеряна всем языческим миром. Согласно Аггаде, Б. был внуком Лавана и поверил клевете своего деда на Йаакова [см.] (Иакова) о том, будто бы он ограбил Лавана и лишил его всего. Именно поэтому Б. возненавидел евреев всей душой. Согласно Талмуду [см.] (Сота 11а; Санѓедрин 105а), Б. был советником египетского фараона, когда евреи были обращены в рабство. Это он посоветовал фараону искупаться в крови еврейских детей, а также утопить в Ниле всех еврейских младенцев мужского пола. Особено враждебно Б. относился к пророку Моше, так как понимал, что тот не уступает ему в мудрости. После Исхода народа Израиля из Египта он подстрекал Амалека [см.] (Амалика) напасть на израильтян. Обычно Б. общался с Богом с помощью магии. Однако, когда Балак призвал его проклясть народ Израиля, Господь впервые наделил его даром предвидения от Духа Святого. Нечестивый Б. не был достоин такого возвышения, но Бог сделал это ради блага Израиля (точно так же Он ради Йаакова явился Лавану в пророческом сне, а ради Авраама [см.] — филистимскому царю Авимелеху). Господь подверг Б. десяти испытаниям, как и Авраама, но Б. ни одного из них не выдержал (на эти десять испытаний указывает десятикратное упоминание словосочетания "Ангел Господень" в рассказе о Б. и его ослице). Комментируя знаменитое место Торы о том, как Б. смутился от вопроса своей ослицы, еврейские мудрецы каждый раз проецировали это на себя: если Б., умнейший из всех неевреев, был пристыжен ослицей, то как же стыдно будет нам, когда Всевышний в великий День Суда призовет нас к ответу. Б. также дал совет мидьянитянам вовлечь израильтян в блуд, что навлекло гнев Всевышнего и мор в израильском стане (Санѓедрин 106а). Согласно преданию, Б. первым открыл притоны для азартных игр и публичные дома. В конце жизни он превратился в калеку, хромого на одну ногу и кривого на один глаз (он стал хромать после того, как ослица придавила ему ногу, а ослеп на один глаз потому, что, помимо воли произнося благословения народу Израиля, позволял себе добавлять высокомерные слова). В конце концов, он навсегда лишился своего дара и превратился в заурядного колдуна. Более поздние легенды сообщают, что перед гибелью Б. пытался улететь, используя свою магическую силу, но был побежден произнесением священного Имени Божьего. Еврейские мудрецы сопоставляли истинных пророков Израиля и Б. по следующим параметрам: первые всегда предостерегали еврейский народ и говорили ему нелицеприятные вещи, Б. же говорил в своих благословениях только похвалы и любезности, от которых народ портился и развращался. Поэтому раны, наносимые другом, лучше, нежели поцелуи врага.

В раннехристианском сознании Б. предстает как лжепророк и лжеучитель, который ради своих корыстных целей сбивает с истинного пути и развращает учеников. Так, во Втором Послании Петра (см. Послания, Петр) все лжеучители уподобляются Б.: "Оставивши прямый путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, // Но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка" (2 Пет 2:15—16). В Послании Иуды Б. поставлен в один ряд с Каином и Корахом (Кореем), который поднял бунт против пророка Моисея (Иуд 1:11). Апокалипсис [см.] (Откровение) Иоанна Богослова упоминает о Б., который "научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали" (Откр 2:14; это сходно с известным аггадическим мотивом, указанным выше). Вероятно, образ Б. в Танахе и аггадических преданиях оказал влияние на раннехристианские легенды о Симоне-маге.

В поговорку навсегда вошла заговорившая ослица Б. ("Валаамова ослица"), ставшая символом Божьего чуда, высвечивающего неразумие путей человеческих и несостоятельность противостояния замыслам Всевышнего.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Билеам (чужестранец) (I Пар. VI, 70) — город полуколена Манассиина, по ту сторону Иордана, отданный вместе с другими со всеми предместиями левитам, потомкам Каафа; он называется также, вследствие простого перемещения букв, Иевлеам (Нав. XVII, 11). Полагают, что это тот же самый...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Билеам, город в уделе колена Манассии, зап Иордана, переданный левитам (1Пар 6:70) Возм, то же, что см Ивлеам

Поделиться:

Реклама