Бичующиеся - это...

БИЧУЮЩИЕСЯ, флагелланты (от лат. "бичую", "хлещу") — в 13—15 вв. странствующие по всей Италии, Германии и Франции религиозные общества. Бичевание как средство наказания для клириков и монахов, позже и для мирян, практиковалось в Западной Церкви с первых ее времен и было внесено в устав св. Бенедикта и почти всех монашеских орденов. Позже его широко применяла инквизиция. Наряду с этим оно являлось средством покаяния и аскетического упражнения и в качестве такового получило особое развитие в среде итальянских отшельников 10—11 вв., выработавших целую систему покаяния, соединявшую чтение известного числа Псалмов (см. Хваления) с определенным количеством ударов. Защитником этой системы был Петр Дамиани. Она быстро распространилась не только в монашеских, но и в светских кругах.

Согласно К. В. Флоровской, в 1260 в Италии началось первое стихийное движение Б. Под влиянием бедствий, и смут, а вероятно, и проповеди, и примера отшельников в провинции Перуджия начались процессии Б. Они ходили по улицам и церквам с зажженными свечами и хоругвями, пели "хвалы" Христу и Деве Марии и призывали всех к миру и покаянию. Из Перуджии Б. пошли в другие города. Движение быстро распространилось по всей северной Италии, возбуждая общее сочувствие. В процессиях принимали участие духовенство и светские власти; число участников доходило до 20 тыс. Прекращались распри, освобождались заключенные, возвращались изгнанные. Движение Б. вскоре перекинулось в Германию, где приняло более организованный характер, но натолкнулось на энергичный отпор духовных и светских властей и быстро затухло. В Италии оно оставило след в виде быстро распространившихся братств Б. Они организовались по образцу раньше уже существовавших благочестивых братств, иногда даже просто примыкая к ним. От них Б. усвоили задачи благочестивой жизни, благотворительности и взаимопомощи, главным образом в виде помощи больным и участия в их погребении. Специальной целью Б. явилось воспоминание страданий Христа и в память о них — самобичевание, совершаемое в определенные дни, по известному ритуалу, почти всегда сопровождаемое пением "хвал". Самобичевание происходило в доме братства или в церкви на общем собрании членов; в известные дни устраивались процессии по улицам и церквам. Особенно почитались страстные четверг и пятница; "хвалы", исполнявшиеся в эти дни, постепенно приняли драматическую форму и сыграли важную роль в развитии мистерий. Итальянские братства Б. находились в полном согласии с Церковью; иногда они становились под руководство одного из нищенствующих орденов. Б. устраивали госпитали, и многие из них существовали еще в 19 в. В 1334 в северной Италии снова началось движение Б. под предводительством францисканца Вентурина из Бергамо, направившееся в Рим, но оно быстро прекратилось. Новое, более сильное движение возникло в связи с чумой 1347—1348, появившейся сначала в Венгрии. Для предотвращения ее в северной Италии начались процессии; движение опять перешло в Германию, где главным образом и развилось. На этом этапе среди Б. появляется оттенок протеста против официальной Церкви. Движение становится более организованным: желающие творить покаяние образуют братства, исповедуются и клянутся в безусловном повиновении главе братства. Покаяние продолжается 33 с половиной дня, по числу лет Христа; в это время Б. не моются и не переодеваются, не просят пищи и приюта, не могут принимать милостыню. Они ходят процессией попарно, в белых одеждах с красными крестами, и два раза в день на площадях совершают свое бичевание по определенному ритуалу с пением "хвал", заимствованных из Италии. В конце бичевания читаются письма, присланные Христом на землю, объявляющие папу и клир отпавшими от истинной Церкви и предсказывавшие близкий конец мира. Это движение возбудило опасения: во Францию Б. не пустили, и 20 октября 1349 Климент VI издал осуждавшую их буллу. Однако братства остались, сделавшись тайными; в них особенно развилась эсхатология и апокалиптические настроения. Правящей Церковью были обнаружены и некоторые догматические отклонения. В 1369 против Б. были приняты энергичные меры, но борьба продолжалась еще и в 15 в. В 1399 в северной Италии и Провансе началось новое движение Б. (т. н. "белых"), также на основании апокалиптических ожиданий, вызванных разными бедствиями. Оно последовало за испанским проповедником Винченцо Феррером и утихло только после его смерти (1417). В 16—17 вв. устраиваются процессии Б. под влиянием иезуитов, вводивших этот вид покаяния в устраиваемых ими братствах. Во Франции в таких процессиях принимал участие Генрих III, но Генрих IV запретил их. Однако увлечение бичеванием сохранилось и в 18 в. В Германии в 17 в. по поводу процессий с бичеванием разгорелась ожесточенная полемика между иезуитами и протестантскими богословами. Иезуиты ввели бичевание вместе с распространением христианства в колониях, где оно часто принимало изуверские формы.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- см. Флагелланты.

Поделиться:

Реклама