Библия - это...

БИБЛИЯ (греч. "книги") — собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (были записаны на протяжении 13 в. до н. э. — 2 в. н. э.), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными и лежат в основе их догматики и богослужения. Б. состоит из Ветхого Завета, признаваемого Священным Писанием иудеями и христианами, а также Нового Завета, признаваемого богодухновенным лишь христианами.

Ветхий Завет был написан на древнееврейском (иврите) и частично арамейском языках (см. подробнее Танах), Новый — на древнегреческом. Ветхий Завет состоит из 39 книг, искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого.

Иудейский канон (см. Танах) традиционно разделен на три отдела, которые не выделяются в Ветхом Завете (в последнем иначе расположены книги, исключая первые пять):

1. Тора [см.] ("Закон"), или Пятикнижие Моисеево, включает в себя Книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Пророки охватывают Книги Иисуса Навина; Судей; 1-ю и 2-ю Книги Самуила (они же — 1-я и 2-я Книги Царств, считаются за одну книгу); 1-ю и 2-ю Книги Царей, или 3-ю и 4-ю книги Царств (считаются за одну книгу); Исаии (см. Йешаяѓу); Иеремии (см. Йирмеяѓу); Иезекииля (см. Йехезкель); книги двенадцати "малых" пророков (считаются за одну книгу — см. Пророков Книги).

3. Писания, к которым принадлежат книги: Иов (см. Ийов); Руфь (см. Рут); Псалтирь (см. Хваления); Притчи; Песнь Песней; Екклесиаст, или Экклесиаст (см. Коѓэлет); Даниэль; Плач Иеремии; Ездра и Неемия — считаются за одну книгу; Есфирь (см. Эстер); 1-я и 2-я Книги Паралипоменон (они же — 1-я и 2-я Книги Хроник) — считаются за одну книгу.

Таким образом, в еврейской Б. насчитываются 24 книги (по числу букв греческого алфавита, т. к. канон оформлялся преимущественно в эпоху эллинизма). Однако, соединяя книгу Руфь с Книгой Судей в одну книгу, а также Плач Иеремии с Книгой Иеремии, исследователи Б. получают вместо 24 книг 22. Двадцать две священные книги и считали в своем каноне древние евреи, как свидетельствует Иосиф Флавий. Таков и сейчас состав и порядок книг в еврейской Б. Все эти книги считаются каноническими и в Христианской Церкви.

Кроме названных книг, в греческую Б. — Септуагинту, которая появилась на свет, согласно еврейскому преданию, благодаря переводу Танаха, выполненному 72 мудрецами-толкователями ("толковниками"; см. Танах), вошли следующие книги: Послание Иеремии и Книга Баруха [см.] (Варуха), Книги Товита, Иудифи (см. Юдифь), Премудрости Соломона (см. Шеломо), Премудрости Иисуса, сына Сирахова (см. Йеѓошуа Бен-Сира), 2-я и 3-я книги Ездры, три книги Маккавейские (см. Маккавеев Книги) и, кроме этого, некоторые отрывки в канонических книгах: 1) Молитва Есфири в одноименной книге; 2) Молитва Манассии в конце 2-й Книги Паралипоменон; 3) Песнь трех отроков в Книге Даниила (13-я, дополнительная глава); 4) Сусанна и старцы (там же); 5) Бел (Вил) и Дракон (там же, дополнительная глава 14-я). Эти книги и фрагменты не были включены еврейскими мудрецами в канон (см. Танах) и соответственно их исключили и составители христианского канона. В отличие от апокрифов, именуемых в протестантской традиции (см. Протестантство) псевдоэпиграфами, данные книги и фрагменты, сохранившиеся в основном на греческом языке, получили в католичестве и православии статус второканонических. Церковь не ставит их наравне с перечисленными выше каноническими, но признает их назидательными и полезными. Приведенный выше порядок размещения книг в еврейской Б. несколько изменяется в Септуагинте и в Вульгате.

Фактически в Ветхом Завете выделено и находится на своем первоначальном месте только Пятикнижие Моисеево, хотя это название, как и "Тора", не фигурирует в христианской Б. Далее, вслед за Септуагинтой, сгруппированы т. н. исторические книги и примыкающие к ним Агиографы ("Святые Писания"; см. Писания); завершают ветхозаветный канон пророческие книги (см. Пророков Книги) в том же порядке, что и в еврейской Б., за исключением Книги Даниэля, которая в Танахе находится не в разделе "Пророки", но входит в третью часть — "Писания".

Древний ветхозаветный текст не имел теперешних делений на главы и стихи. Но очень рано (вероятно, после Вавилонского плена) появились некоторые деления для богослужебных целей (см. Танах), в частности деление Торы на недельные главы.

В Талмуде уже находятся и деления Пророков на ѓафтары — конечные отделы; такое название усвоено потому, что они читались в конце богослужения. Деление на главы — христианского происхождения — впервые предпринято в 13 в. кардиналом Гугоном или епископом Стефаном. При составлении конкорданции на Ветхий Завет Гугон для удобного указания мест разделил каждую библейскую книгу на несколько малых отделений, которые обозначил буквами алфавита. В 15 в. раввин Исаак Натан при составлении конкорданции на еврейском языке разделил каждую книгу на главы, и это деление до сих пор сохранено как в еврейской, так и в христианской Б. Новый Завет был впервые разделен на стихи в 16 в.

Новый Завет состоит из 27 книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну (см. Иоанн Богослов), Петру, Павлу, Иакову (см. Иаков Алфеев, Иакова Послание) и Иуде (см. Иуда Апостол, Послание Иуды). Книги Нового Завета, как и Ветхого, по содержанию распадаются на три отдела: книги исторические — четыре Евангелия и Книга Деяний Апостолов; книги учительные — Послания Апостолов; к отделу пророческих книг принадлежит только одна книга — Апокалипсис, или Откровение, Иоанна Богослова (см. Апокалипсис).

В славянской и русской Б. книги Нового Завета размещены в следующем порядке: Евангелия — от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния Апостолов Луки, Послания — Иакова, Первое Петра, Второе Петра, Первое Иоанна, Второе Иоанна, Третье Иоанна, Иуды и далее четырнадцать Посланий ап. Павла в таком порядке: к Римлянам, Первое к Коринфянам, Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам (см. Ефесянам Послание), к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое к Фессалоникийцам, Второе к Фессалоникийцам, Первое к Тимофею, Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям (см. Евреям Послание) и, наконец, Откровение Иоанна Богослова. В таком порядке размещены книги Нового Завета в древнейших манускриптах — Александрийском и Ватиканском, правилах апостольских, правилах Соборов Лаодикийского и Карфагенского и у многих древних Отцов Церкви. Но такой порядок размещения книг Нового Завета нельзя назвать всеобщим и необходимым, в некоторых библейских сборниках встречается другое размещение книг: в Вульгате и в изданиях греческого Нового Завета Соборные Послания помещались после Посланий ап. Павла перед Апокалипсисом. При таком или ином размещении руководствовались многими соображениями, но время появления книг не имело большого значения, что нагляднее всего можно видеть из размещения Павловых посланий. Руководствуясь соображениями хронологическими, можно разместить послания ап. Павла в таком порядке: Первое к Фессалоникийцам, Второе к Фессалоникийцам, к Галатам, Первое к Коринфянам, к Римлянам, к Филимону, к Филиппийцам, к Титу и два к Тимофею.

Со второй половины 2 в. Христианская Церковь быстро завершает процесс канонизации библейских текстов, отчасти под влиянием борьбы с гностицизмом. Об этом говорят фрагмент Муратори, Ириней Лионский, Тертуллиан и Климент Александрийский. Первый документ назван по имени миланского библиотекаря, который нашел его. Он представляет собой список книг Римской Церкви от конца 2 в. Здесь названы четыре Евангелия, 13 Посланий Павла (кроме Послания к Евреям), книга Деяний, Послания Иуды и два Иоанна, два Апокалипсиса — Иоанна и Петра; нет упоминания о Посланиях Петра (1-м и 2-м), Иоанна (3-м), Иакова. Канон Иринея Лионского (ум. ок. 202) обнимает четыре Евангелия, Книгу Деяний, 13 Посланий Павла (кроме Послания к Евреям), Первое Петра, Первое и Второе Иоанна и Апокалипсис Иоанна. Тертуллиан Карфагенский знает четыре Евангелия, 13 Посланий Павла, Книгу Деяний, Первое Иоанна, Первое Петра, Послание Иуды и Апокалипсис. У Климента Александрийского (на рубеже 3 в.) канон не имеет такого законченного вида. Рядом с четырьмя Евангелиями он цитирует и другие: Евангелие Евреев и пр. Во второй части канона у него помечены 14 Посланий Павла, Книга Деяний, Первое — Третье Иоанна, Первое и Второе Петра, Апокалипсис Петра и Иоанна. Он цитирует также в качестве священных книг "Учение 12 апостолов", "Пастырь" Ермы и Первое Послание Климента. Таким образом, к концу 2 в. в канон входят четыре Евангелия, Книга Деяний, 13 Посланий Павла, Первое Петра, Первое Иоанна, Апокалипсис. На положении спорных оказываются Послания Иуды, Второе и Третье Иоанна, Второе Петра, Иакова и Послание к Евреям. В тесной связи с каноном стоят пока Апокалипсис Петра, Книга Ермы, Дидахе, Первое Послание Климента и Послание Варнавы.

В 3 в. видное место занимает канон Оригена. Он различает "общепризнанные книги": четыре Евангелия, Книгу Деяний, 13 Посланий Павла, Первое Петра, Первое Иоанна и Апокалипсис и "спорные": Послание к Евреям, Второе Петра, Второе и Третье Иоанна, Иуды, Иакова, Варнавы и "Учение 12 апостолов". Школа Оригена в лице Дионисия Александрийского выставила сильные возражения против Апокалипсиса, которые надолго расшатали положение этой книги в Восточной Церкви. Интересным является канон Евсевия Кесарийского. Он, как и Ориген, делит книги на два разряда: на "общепризнанные" — 4 Евангелия, Книга Деяний, 14 Посланий Павла, Первое Иоанна, Первое Петра и с оговоркой Апокалипсис — и на "спорные, но принимаемые многими" — Послания Иакова, Иуды, Второе Петра, Второе и Третье Иоанна. При этом Евсевий перечисляет еще книги, относимые им к "подложным": Деяния Павла, "Пастырь" Ермы, Апокалипсис Петра, Послание Варнавы, Дидахе и Апокалипсис (Иоанна).

Запад раньше Востока пришел к признанию настоящего канона. Собор Лаодикийский (восточный) (360— 364) при определении канона еще не дает определенного мнения об Апокалипсисе; западные соборы в Гиппоне (393), в Карфагене (397), в Риме — при Иннокентии I, в начале 5 в. — и Consilium Romanum — при Геласии I (493) — уже утверждают весь канон.

Во время немецкой Реформации высказаны были в довольно решительной форме сомнения относительно канонического достоинства некоторых новозаветных книг. М. Лютер решился назвать апокрифами Апокалипсис и Послание к Евреям; вслед за ним другие лютеранские богословы семи "спорным" текстам Древней Церкви — Второе Послание Петра, Второе и Третье Иоанна, Послание Иакова, Иуды, к Евреям и Апокалипсис — придавали лишь второстепенное значение; не выбрасывая из канона, их признавали неравными по достоинству с другими писаниями, именуя их "второканоническими".

Совершенно новую эпоху в области критики Б. составили работы Ф. Х. Баура и основанной им тюбингенской школы теологии. Баур отверг и церковные, и прежние рационалистические критические положения, от внешней критики перешел к внутренней, сосредоточивающей все внимание на духе, характере и тенденции библейских книг. Тем не менее даже в самой тюбингенской школе результаты его исследований были значительно ограничены и смягчены. Так, школа не признала несомненным и окончательно доказанным неапостольское происхождение Посланий к Колоссянам, к Филиппийцам, Первого к Фессалоникийцам и к Филимону. Точно так же было не принято положение Баура и о времени происхождения новозаветных писаний. Баур признает, что Евангелия и большинство других новозаветных книг появились во второй половине 2 в.; но другие указывают на более раннее происхождение новозаветных писаний.

Стремление Христианской Церкви канонизировать Св. Писание ускорило и работу иудейских мыслителей по выработке и сохранению единой канонической версии Танаха, т. е. Ветхого Завета. В 1 в., после разрушения Иерусалима римлянами (см. Танах), ученые евреи переселились в Явне, и здесь образовалась знаменитая раввинская академия, почитаемая всеми иудеями. Академики Явне сличили рукописи, очистили текст от ошибок, вкравшихся со времен Эзры (Ездры), и установили единообразный род письма для свитков Св. Писания. Они сосчитали число слов и букв в каждой священной книге: например, в Книге Бытия 20 780 слов и 78 100 букв. Такая работа способствовала охранению текста священных книг от искажений и ошибок переписчиков. Уже ко 2—3 вв. таннаи имели текст книг, весьма близкий к настоящему, хотя во всех чтениях того времени использовались более 220 текстуальных версий. Далее для выправления библейского текста весьма многое сделали масореты (см.; см. также Масора). Они проделали огласовку консонантного ивритского текста (см. подробнее Танах), установили размеры и пунктуацию стихов и пересчитали число стихов и даже букв в книгах. Был также тщательно зафиксирован "индекс упоминаемости" персонажей, а также число упоминаний в Б. представителей животного и растительного мира. Совокупность всех таких работ над текстом составляет великую Масору. Кроме того, Масорой именуется также окончательный канонизированный текст еврейской Б. Эти труды над еврейским текстом, начатые в первые века н. э., продолжались с усердием и в последующие века. Как неоднократно отмечали многие православные богословы до 1917, евреи сделали все возможное для сохранения священного текста в целости и неповрежденности. Согласие дошедших до нас рукописей служит внушительным доказательством неповрежденности ветхозаветного текста, по крайней мере, в главном и существенном.

В целом в Б. чаще всех персонажей упоминается Бог (4105 случаев), Иисус Христос (1560), царь Давид (1064), Моисей (см. Моше) (847), Иаков (см. Йааков) (377), Аарон (352), Соломон (см. Шеломо) (355), Иосиф (см. Йосеф) (250), Авраам (250) и др.

Из животных наибольшим вниманием в Б. пользовались овца (200), ягненок (188), лев (176), бык (166), баран (165), лошадь (164), вол (152), осел (150), коза (138) и др.

Наиболее упоминаемые растения в Б. — зерно (97), фиги (66), маслины (61), пшеница (52), виноград (49), ячмень (46) и др. Яблоки упоминаются только в Ветхом Завете — всего 11 раз.

Самыми длинными книгами в Б. выступают: Псалтирь — 42 732 слова, Книга Пророка Иеремии — 42 729 слов, Книга Пророка Иезекииля — 39 442, Бытие — 38 520, Книга пророка Исаии — 37 078, Числа — 32 943, Исход — 32 767, Второзаконие — 28 402, Вторая Книга Царств — 26 123, Евангелие от Луки — 25 968 слов.

Самыми короткими книгами в Б. выступают: Третье Послание Иоанна — 295 слов, Второе Послание Иоанна — 299, Послание Павла Филимону — 431, Послание Иуды — 609, Книга пророка Авдия — 670, Послание Павла Титу — 899, Второе Послание Павла к Фессалоникийцам — 1023.

Мировоззрение Б. в своей исторической дифференциации прошло ряд этапов, постепенно выкристаллизовываясь из языческих представлений и дистанцируясь от них. Однако, безусловно, на момент начала письменной фиксации библейского текста исходным мировоззренческим принципом явилась идея монотеизма — Единого Бога, нравственного Абсолюта, впервые парадоксально осмысленного как Бог Живой, как Личность, открывающаяся человеку как личности и предлагающая ему Свой Союз — Берит. Бог впервые осмыслен как личный Бог — "Бог Авраама, Йицхака, Йаакова" (см. Тора), который затем избирает в акте обоюдного свободного выбора целый народ — народ Йисраэля, или Израиля, — и дарует ему Закон (Тору). В таком виде представление о Едином Боге сложилось уже во времена пророка Моше, или Моисея, т. е. в 13 в. до н. э., и отразилось в основном ядре религиозно-этического кодекса Моисея (см. Десять Заповедей). Однако, безусловно, на периферии древнееврейской культуры долгое время сохранялось представление о родоплеменном Боге, Который покровительствует Своему народу, как другие боги — своим местностям, племенам и народам. О такой родоплеменной значимости Бога говорил Йифтах (Иеффай) в обращении к царю пределов Эмори: "Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Кмош, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь, Бог наш" (Суд 11:24; здесь и далее — перевод Д. Йосифона). Представления о Боге на этом этапе (13—11 вв. до н. э.) во многом складываются под влиянием общесемитских идей. В частности, в текстах Писания отразился космогонический миф о борьбе главного Бога с князем моря или змеем и обуздании им Потопа: "В тот день накажет Господь мечом своим тяжелым, и большим, и крепким ливйатана, змея прямобегущего, и ливйатана, змея извивающегося, и убьет чудовище, которое в море" (Ис 27:1). "Разве море я или морское чудовище, что ставишь Ты стражу надо мной?" (Иов 7:12).

Качественно новый этап постижения Божественной Сущности и укрепления основ монотеизма в массовом сознании обозначили реформа пророка Элияѓу, или Илии (см. Пророки), и особенно проповедь "письменных" пророков (см. Пророков Книги). Именно израильско-иудейские пророки наиболее полно в границах Древнего мира выразили квинтэссенцию монотеизма. По их мнению, Бог пребывает вне постижения и достигаемости и являет себя только в исторических событиях. Пророки, повествуя о грядущей истории, становятся тем самым Его вестниками. Эсхатологическое явление (см. Эсхатология) Бога в истории они называли Днем Суда или Днем Господа. "И на все кедры Леванона, высокие и гордые, и на все дубы Башана, и на все горы высокие, и на все холмы возвышающиеся, и на всякую высокую башню, и на всякую крепостную стену, и на все корабли Таршиша" (Ис 2:13—16) приидет "День Господень". "И унижена будет гордость человеческая, и поникнет надменность людей; и возвеличен будет один только Господь в тот день" (Ис 2:17). Субъектом истории выступает избранный народ и все человечество, поэтому Бог обращается через пророков не к конкретному человеку, а к народу и миру в целом. Ключевая идея, развиваемая в пророчествах, — коллективная ответственность, верность народа своему Богу. Основная же метафизическая оппозиция — языческие народы и народ Божий. Важным аспектом Дня Суда является также торжество Единобожия над языческими суевериями ("И идолов совершенно не станет" — Ис 2:18), торжество милосердия Божьего над враждой и разъединенностью народов, когда все народы станут исповедовать одну веру. "В день тот будет проложен путь из Египта в Ашшур (Ассирию), и Ашшурияне будут приходить в Египет, и Египтяне — в Ашшур, и Египтяне с Ашшуриянами будут служить Господу. В тот День Йисраэль будет третьим Египту и Ашшуру, благословением будут они среди земли, ибо благословил их Господь Цеваот [см.] (Саваоф), сказав: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ашшур и наследие Мое — Йисраэль" (Ис 19:23—25). Все пророчества имеют политический и социальный аспекты. Так, пророчества Исаии (Йешаяѓу) могут быть поняты только исходя из исторической ситуации войны с Ассирией (Ашшуром): "Посему так говорит Адонай (см. — Ред.), Господь Цеваот: народ Мой, живущий на Ционе! не бойся Ашшура. Он поразит тебя жезлом, и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и ярость Моя обратится на истребление их" (Ис 10:24—25). Важнейшим мировоззренческим и этическим принципом, провозглашенным пророками, явился примат этики над культом в служении Богу: "Милосердия хочу Я, а не жертвы, и Богопознания более всесожжений" (Ос 6:6; перевод А. Меня).

Далее возникла потребность найти опору уже в индивидуальном жизненном пути человека, а не только в контексте его связи с народом. Эта тема, главным образом, отражена в Книгах Иова и Екклесиаста (см. Коѓэлет). Наличие в мире необъяснимого зла — основная проблема, волнующая на этом этапе. "...Он губит и непорочного и виновного. Если этого Он поражает бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается" (Иов 9:22—23; здесь и далее — Синод. перевод). "Видел я все дела, что делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа" (Еккл 1:14).

Новый этап в развитии библейского миросозерцания связан со становлением новозаветной эпохи. Бог, в лице Иисуса Христа, обращается уже не к "народу", а к каждому человеку, при этом Он общается даже с мытарями и блудницами. "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Матф 9:13). Развивается тема индивидуальной ответственности, поэтому основной метафизической оппозицией выступает оппозиция "человек — дьявол [см.]". Отныне основная, если не единственная, заповедь — любовь к ближнему. "Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Иоан 3:10). Но если в ветхозаветную эпоху под "ближним" чаще всего понимали только соплеменника и единоверца, то теперь — это любой человек: "...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол 3:11). Ветхозаветные пророческие символы ("новое небо и новая земля, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет", "зверь с семью головами и десятью рогами", "Вавилон", "воскрешение мертвых" и т. д.) в христианской версии (Апокалипсис) обретают новый смысл, оказавшись погруженными в измерение личной судьбы и индивидуальной ответственности.

Многоаспектность книг Писания позволяет применять к ним различные комплексы правил экзегезы. Наиболее системным комплексом следует считать Мидраш — специфическую талмудическую экзегезу (см. Талмуд), основной принцип которой зафиксирован в призыве: "создадим ограду для Учения (Торы)" — причем под "оградой" подразумевается все множество логических выводов из постановлений Пятикнижия.

В христианской экзегезе особых логических правил комментирования выработано не было. В католичестве и православии интерпретация осуществляется в рамках церковного Предания, в протестантских движениях — исходя из буквального текстуального прочтения, зачастую избыточно приспособленного к современной культуре и быту. В результате этого практически полностью утрачивается историко-культурный контекст книг Писания. В ортодоксальном христианстве пристальный интерес к Пятикнижию осуждается как "ересь жидовствующих". Из книг Ветхого Завета только Пророки и Псалтирь имеют общезначимые канонические комментарии, содержание которых, как правило, составляют два ключевых положения: во-первых, изобличение пророками грешных иудеев (что отнюдь не составляет главного содержания пророческих книг и имеет особый смысл; см. подробнее Пророков Книги), во-вторых, то, что касается пророчеств о пришествии Избавителя, или Мессии (см. Машиах), и о заключении Богом с людьми Нового Завета. Так, пророчество о Мессии в книге пророка Исаии прочитывается как непосредственное пророчество об Иисусе Христе: "... ибо младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис 9:6). Пророчество о Новом Завете: "...Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый Завет, — не такой Завет, который Я заключил с отцами их в день, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской; тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в Союзе с ними, говорит Господь" (Иер 31:31—32). В современном протестантстве особое внимание уделяется Посланиям Апостолов. В настоящее время протестантская апплицирующая экзегеза является наиболее распространенной формой толкования книг Св. Писания.

Тексты Б. весьма негативно оценивают многие мистические и эзотерические процедуры постижения священных тайн. Так, по поводу занятий оккультизмом израильтянам было сказано: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь (древняя оккультная практика, а также практика человеческих жертвоприношений. — Ред.), прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это..." (Втор 18:9—11).

Согласно Б., астрология — языческая, богоборческая практика, которая приводит к несчастью. Наши жизни не предопределены звездами или движением планет. Б. предостерегает людей от ложных прогнозов астрологии (Иер 10:2; 27:9—10; Дан 2:1—4; 4:7; 5:7—9) и неоднократно осуждает связанное с этим поклонение солнцу, луне и звездам (или "божествам или демонам, связанным с ними") (Втор 4:19; 17:2—5; 4 Цар 21:3, 5; Соф 1:5; Иов 31:26—28; Иер 8:1—2). Согласно Б., те, кто идет по пути магии, находятся на неправильном пути — это дорога, которая уводит от Бога, а не приводит к Нему. Так или иначе, концом будет несчастье. Злая царица Иезавель, занимавшаяся колдовством (4 Цар 9:22), навлекла катастрофу на себя самое и весь Израиль. Бог обличает тех, кто "произносит заклинания", и тех, кто занимается ведовством и магией. Б. говорит, что каждый, кто делает это, внушает отвращение Господу (Втор 18:10—12; 4 Цар 21:6; Ис 47:12; Иез 13:18, 20; Деян 8:11—24; Лев 20:27; Исх 7:11; Откр 9:21; 22:15). Те, кто занимается колдовством (магией), не наследуют Царства Божьего [см.] (Гал 5:20—21). Эти занятия богохульны и являются неповиновением Ему. Б. рассказывает, как ап. Павел однажды поступил с одним из обманщиков, волхвом и лжепророком, который вводил людей в заблуждение: "Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого" (Деян 13:9—11). Б. решительно предостерегает людей от поисков правды у медиумов и спиритов, а не у Бога (Ис 8:19). Б. осуждает и запрещает эти занятия несколько раз (Втор 18:9—14; Ис 44:25; Иер 27:9; 4 Цар 21:6; 23:24). Гадание и спиритизм были презренными занятиями язычников (Иез 21:21; Ис 19:3). Писание говорит об одной из причин смерти царя Саула: "за то, что... обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа" (1 Пар 10:13—14). Б. описывает примеры глупости и неудач тех, кто претендовал на возможность предсказывать будущее, основываясь на своих собственных силах или силах духов (Дан 2:27 и т. д.). Бог называет слово гадателей пустым, ложью и обманом для глупых людей (Иез 13:8; Иер 14:14; Ис 44:25). Устами пророка Иезекииля Бог говорит: "…горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели!" (Иез 13:3).

Б. стала своего рода Первокнигой европейской (иудеохристианской) цивилизации, оказав колоссальное влияние на ее мировидение, нравственные устои, литературу, искусство и культуру в целом.

См. также: Танах, Тора, Пророки, Писания, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна.

Г. В. Синило, А. А. Грицанов, А. Н. Шуман


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(греч. книги), сборник священных книг христианства, включающий в себя основной канон иудаизма (смотри Танах), иудейские апокрифы и собственно христианские писания: Евангелия, Деяние Апостолов, Послания Апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Согласно данным современной науки,...
Библейская энциклопедия
Библия. См. Свящ. Писание.
Философский словарь
(треч. biblia - книги) -свод книг, составляющих св. писание христ., а в своей первой части (Ветхий завет) — также и иуд. религии. Всего вместе с неканонич. книгами Ветхого завета Б. насчитывает 77 книг; многие из них содержат всего лишь по нескольку страниц. По своему содержанию...
Философский словарь
(греч.-книги): свод книг, который верующие считают богооткровенным, т. е. данным свыше, и называют Священным писанием. состоит из двух частей: Ветхого и Нового заветов («завет» – мистический договор или союз) Ветхий завет, создававшийся с 9 по вторую половину 2 в. до Р.Х.,...
Философский словарь
(от греч. biblia, букв. - книги) - сборник разновременных и разнохарактерных сочинений, описывающих прежде всего версии о сотворении мира, этические нормы и т.п.
Философский словарь
(греч. biblia — книги) — собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (были созданы на протяжении 13 в. до н.э. — 11 в. н.э.), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными и лежат в основе их догматики и богослужения. Б. состоит из Ветхого...
Новейший философский словарь
БИБЛИЯ (греч biblia - книги) - собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (были созданы на протяжении 13 в до нэ - 11 в нэ), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными и лежат в основе их догматики и богослужения Б состоит из Ветхого...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Библия Слово "библия" происходит от греч слова библос - "книги" Б - это собрание 66 отдельных книг О толковании Б см Священное ПисаниеIВЕТХИЙ ЗАВЕТ1) СОСТАВ ВЗ В наст время ВЗ представляет собой совокупность 39 сочинений различных лит жанров и принадлежащих перу разных авторов...

Поделиться:

Реклама