Бет-дин - это...
БЕТ-ДИН (иврит. "дом судебных решений") — в иудаизме — раввинский (см. Раввин) духовный суд, рассматривающий религиозные дела, относящиеся к личному статусу (браки, разводы и т. п.), а также административные дела религиозного характера. В Израиле — раввинский суд в отличие от светского суда (бет-мишпат).
Религиозная традиция связывает учреждение Б.-Д. с пророком Моисеем (см. Моше), ибо в Торе сказано, что после Исхода из Египта "сел Моше судить народ" (Исх 18:13). Затем пророк передал свои судебные функции людям, которых поставил в каждом колене начальниками народа (Исх 18:25; Втор 1:15), оставив за собой решение только наиболее важных дел (Исх 18:22, 26; Втор 1:17). Однако первые исторически достоверные свидетельства о Б.-Д. относятся к периоду Второго Храма (см. Храм), и учреждение этой институции связывается с Эзрой, по распоряжению которого были созданы местные суды во всех населенных пунктах страны. По отношению к ним Великий Синедрион (см. Санѓедрин), который заседал в Иерусалиме в составе 71 человека, был Верховным судом. При назначении судей применялась смиха — процедура возложения рук, ибо Моисей возложил руки на Иисуса Навина (см. Пророки), назначив его своим преемником, вождем и верховным судьей (Числ 27:23). Процедура смихи существовала примерно до сер. 4 в. После разрушения Храма в 70 Йоханан бен Заккай учредил в Явне свой Б.-Д., который стал преемником Великого Синедриона, политическим и культурным центром еврейской жизни. Авторитет центрального Б.-Д. достиг апогея при Йеѓуде ѓа-Наси, но к концу 3 в., в связи со все большим угнетением евреев Палестины римскими властями и перемещением центров еврейской культуры на территорию бывшей Вавилонии, утратил свое значение.
В Средние века Б.-Д. возродился и стал оплотом еврейской автономии в странах диаспоры. На основе судебных решений, принятых по конкретным делам, на протяжении веков выросла огромная литература раввинских респонсов (см. Респонс), создававшая прецеденты и способствовавшая постоянному развитию еврейского религиозного права, охватывающего все стороны жизни человека (см. Ѓалаха). Законы, касающиеся Б.-Д. и судей, изложены в разделе Талмуда "Незикин" ("Ущербы"). О моральных качествах судьи речь идет в талмудическом трактате "Пиркей Авот". По мнению Маймонида, судья должен обладать семью основными качествами: быть мудрым, скромным, благоговеть перед Богом, презирать деньги, любить правду, любить людей, иметь хорошую репутацию. По Маймониду, судья должен быть также весьма строг к себе, подавлять все свои вожделения и иметь храброе сердце, чтобы защищать притесняемого (Мишне Тора, или Яд ѓа-хазака, на Санѓедрин 2:1—7).
В современном Израиле при назначении членов Б.-Д. принята процедура, подобная той, которая применяется при назначении судей светских судов: их квалификация в каждом отдельном случае определяетя главными раввинами на основании экзаменов.
Поделиться: