Бессознательное - это...
Бессознательное (бессознательное психическое) — в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т. д.) психики человека, 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии, 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.
В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе — знании-припоминании и др.).
В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.
Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли: Б. Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Г. Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д. Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И. Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А. Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К. Карус (ключ сознания в подсознательном), Э. Гартман ("Философия бессознательного"), Г. Фехнер (представление о "душе-айсберге"), В. Вундт ("неосознаваемое мышление", "неосознаваемый характер процессов восприятия", "неосознаваемые логические процессы"), Г. Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), И. Сеченов ("бессознательные ощущения или чувствования"), И. Павлов ("бессознательная психическая жизнь"), В. Бехтерев (активность "бессознательного"), А. Льебо и И. Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж. Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Г. Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Т. Липпс ("бессознательное психическое", "бессознательное реальное Я"), П. Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многие другие.
В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З. Фрейдом (создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном), а также К. Юнгом (развившим идеи о психоидном, личном и коллективном бессознательном), Дж. Морено (разработавшим концепцию "общего бессознательного") и Э. Фроммом (развивавшем идеи о "социальном бессознательном"). В общем совокупность этих психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.
По З. Фрейду, 1) бессознательное — это психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", 2) бессознательное — основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное), регулирующаяся принципами удовольствия и постоянства и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т. д.
По мысли З. Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).
Согласно психоаналитическому учению содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т. д.). Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, З. Фрейд создал учение и психоаналитическую терапию, ориентированные на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание бессознательного (вытесненного).
Трактуя бессознательное как "истинно реальное психическое" и подчеркивая, что "все душевные процессы по существу бессознательны", З. Фрейд вместе с тем обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.
Корректное определение бессознательного психического, исследование его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями З. Фрейда, влияние и значение которых трудно переоценить.
По К. Юнгу, бессознательное состоит из трех слоёв: 1) "Личностного бессознательного" — поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) "Коллективного бессознательного" — врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. "Содержаниями коллективного бессознательного" в основном являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) "Психоидного бессознательного" — наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.
По Дж. Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее бессознательное", возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов.
По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет "социальное бессознательное", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания".
Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.
В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки), 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), 3) неосознаваемые субсенсорные (подпорговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.), 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.).
В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.
Существующая фрагментарность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии.
В. И. Овчаренко
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: