Бессмертие - это...
БЕССМЕРТИЕ - понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б); существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое В); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б); перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (Б как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое Б); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое Б); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б) Психологически каждый из видов Б связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое Б), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное Б) и тд Вера человека в Б и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти Истоки представлений о Б уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство Б сверхъестественным силам и персонифицированным божествам Древнегреческая мифология начинает истолковывать Б не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и тп) Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях Иудаизм в понятие Б ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде Эта наивная идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию В догмате о воскресении Христа его Б трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему Таким образом, идея личного Б в христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным Б Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б (иммортализме), а о послесмер-тии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование Б как атрибута Бога Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали Б как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом Метафизический принцип Б человеческой души впервые в философии был обоснован Платоном В диалоге "Федон" Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна Ортодоксальные теистические концепции средневековой философии признавали Б души как проявление божественного начала в человеке Идея личного Б прорабатывалась в европейской философии 17-18 вв Лейбниц связывал Б души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала Б жизни, с его точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую Кант разрабатывал понятие идеального Б как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера в существование Бога В философии Гегеля понятие о Б отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное Традиционная вера в личное Б в гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б абсолютной идеи Философия марксизма разрабатывала представление о Б как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума Акцентировалось внимание на понятии социального Б личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества Оригинальное толкование проблема Б получила в русской философии второй половины 19-начала 20 вв Так, в проекте "общего дела" Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для Б жизни, жизни добра без зла В духовных исканиях русских писателей проблема Б была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (ЛН Толстой, Достоевский) Решение проблемы Б тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: