Беспоповцы - это...
БЕСПОПО́ВЦЫ — последователи религиозного течения, возникшего в конце XVII в. среди старообрядцев. Центром беспоповщины была Выгорецкая (Выговская) пустынь (Олонецкая губерния).
Основы вероучения изложены в главном сочинении Б. "Поморские ответы" (1723). Б. учили, что на земле правит антихрист. Отрицали таинства и священство, отвергали церковную иерархию. Жили в безбрачии или сожительствовали вне брака, поскольку таинства освящения брака ими отвергались. Некоторые Б. не признавали царя и царской власти.
Дани́ловцы (старопомо́рцы) — первые Б., получили свое название по имени Данилова монастыря на р. Выг, где жил один из основных учителей беспоповщины — Даниил Викулин. Впоследствии распались на филипповское согласие, поморское согласие, тропарщиков и полубрачных даниловцев. Отличались строгим отношением к браку, но со временем стали более снисходительными к брачующимся.
Помо́рское (бра́чное) согла́сие — последователи течения, выделившегося из учения даниловцев, которых относят к т. н. брачным Б.
Еще с середины XVIII в. Василий Емельянов, наставник московских поморцев, первым стал благословлять на брачное житие. В дальнейшем поморцы признали брак, совершенный при отсутствии священства.
Современное название согласия — Древлеправосла́вная помо́рская церковь. Это наиболее многочисленное общество старообрядцев на сегодняшний день.
Помимо поморского согласия, к брачным Б. принято относить нетовцев и частично бегунов.
Нето́вцы (Спа́совское согла́сие) — появились в конце XVII — начале XVIII в. и сохранились до нашего времени. Нетовцами назывались от слова "нет" из-за отсутствия у приверженцев учения храмов, священников и таинств. Нетовцы считали, что спастись можно только через молитву Иисусову (Спасову) и через покаяние, приносимое Богу наедине. Впоследствии согласие разделилось на множество толков, таких как нетовцы-отрицанцы, немоляки, новоспасовцы и др.
Бегуны́ (Стра́ннический толк) — впервые появились в 1772 г. в Ярославской губернии. Основателем движения был Ефимий, уроженец Переславля-Залесского.
Бегуны проповедовали пришествие антихристово, образ которого связывали с Петром I. По этой причине бегуны не признавали царской власти, считая ее "апокалиптическим зверем".
Бегуны отрицали сословия и частную собственность. При вступлении в общину принимали новое крещение и новые имена. Своих умерших хоронили тайно.
Бегуны не имели дома, постоянно странствовали и скрывались (отсюда их название). Впоследствии среди бегунов появились те, кто давал пристанище странствующим (именовались они жиловыми, пристанодержателями, христолюбами, благодетелями). Из-за подвижного образа жизни были распространены по всей России.
К середине XIX в. внутри бегунов выделились направления: безде́нежники (Анти́пово согла́сие), стате́йники (иерархи́сты) и противостате́йники (сторонники и противники иерархии), брачные странники (допускали брак) и др.
Непосредственное влияние на движение бегунов оказали ааро́новцы (ону́фриевцы) — старообрядческий беспоповский толк, появившийся во второй половине XVIII в. Источники дают разные имена основателей толка. Так, в филипповских сочинениях говорится об Андрее Михайловиче Ааронове и его последователе иноке Онуфрие (ум. после 1840). По другой версии основателем толка был Андрей (Аарон) Михайлович Жуков (1732—1799). Движение было распространено в Архангельской губернии. Аароновцы не признавали паспортов, не записывались в "раскольничьи списки", учрежденные Петром I. Избегали рекрутской повинности и отказывались молиться за правящего императора. В XIX в. толк исчезает, хотя немногочисленные упоминания о нем встречаются до 70-х годов ХХ в.
Страх перед принятием печати антихриста положил начало таким толкам в старообрядчестве, как скрытники и адамантовы.
Скры́тники — представители одного из толков поморского согласия, получили свое название по "скрытному" образу жизни. Члены этого движения уклонялись от регистрации в метрических книгах и не принимали нововведений, появившихся в жизни общества после церковного раскола.
Адама́нтовы (Пастухо́в толк) — последователи толка, основанного пастухом Василием Степановым. Отказывались использовать деньги, паспорта и все те предметы, которые могли бы, по их мнению, нести на себе антихристову печать (государственный герб).
Федосе́евцы (Федосе́евское согласие) — Б., выделившиеся из поморского толка в XVII в. Основатель согласия — Феодосий Васильев. Во второй половине XVIII в. федосеевцы были самым крупным беспоповским согласием. Впоследствии разделились на толки (федосеевцы казанские, федосеевцы рижские, федосеевцы польские, новожены). Изначально федосеевцы строго придерживались аскетизма и безбрачия, но со временем их отношение к браку изменилось. В период с 1920 по 1950 г. большинство федосеевских общин перешло к брачному состоянию.
А́ристово согла́сие — старообрядцы, не принявшие постановлений Санкт-петербурского собора 1809 г. по отношению к новоженам и отделившиеся от федосеевского согласия. Свое название получили от имени петербургского купца и содержателя молебного дома в Петербурге В. К. Аристова. Аристовцы отказывались от несения военной службы и от приношения заупокойной молитвы. Согласие исчезло к ХХ в.
Артамо́ново согла́сие — Б., отделившиеся в XVIII в. от федосеевского согласия и получившие свое название по имени московского купца Гаврилы Артамонова. Разрешали венчаться у православных священников, а затем приносить покаяние.
Фили́пповцы (Фили́пповское согла́сие) — старообрядцы-беспоповцы, последователи инока Филиппа. По своему вероучению близки к старообрядцам федосеевского согласия. Соблюдают небрачие, отказываются от моления со староженами (т. е. вступившими в брак до присоединения к Б.). Среди филипповцев наблюдается большое количество самосожжений.
Разделились на множество толков (филипповцы орловские, филипповцы нечадородные и чадородные и др.). В настоящее время численность филипповцев очень незначительна.
Часове́нное согла́сие (кержаки́, старико́вское согла́сие, никола́евское согла́сие) — беспоповское направление старообрядчества, образовавшееся в первой половине XIX в. Первоначально были поповцами, но из-за гонений при имп. Николае I остались без священства и, проводя богослужения без попов, вынужденно стали Б. Богослужения проводили в часовнях, откуда и пошло название согласия. Сами часовенные называют себя кержаками в память об иноке Софронии, жившем на Керженце и стоявшего у истоков согласия.
Часовенные приняли многие представления Б. Так, они воздерживаются от контактов с иноверцами, не принимают паспортов и пенсий, отказываются от использования денег. Из таинств признают крещение, брак, исповедь и причащение. В настоящее время общины часовенных живут в России, Бурятии и Туве, Австралии, Новой Зеландии, Северной Америке и Канаде.
Литература: Филиппов Иван. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862; Ивановский Н. И., проф. Внутреннее устройство секты странников или бегунов. СПб., 1901; Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: дух движения XVII в. М., 1995.
Поделиться: