Бернардин Сиенский - это...
БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ (Bernardino Siena; 1380—1444) — итальянский католический проповедник. В 1450 канонизирован.
Знатного рода. В 1391 Б. С. переселился в Сиену. В 1400, во время чумы в Сиене, Б. С. самоотверженно и энергично оказывал помощь больным. В 1402 вступил во Францисканский орден и удалился в уединенный монастырь. В 1404 получил сан священника. В 1406 начинается его проповедническая деятельность: в Сиене, Ломбардии и всей северной и средней Италии. Б. С. приобрел громадную популярность.
Как отмечала К. В. Флоровская, под влиянием проповедей Б. С. устраиваются костры, на которых сжигаются женские наряды, музыкальные инструменты, игральные кости и другие предметы развлечений; отменяются игры и турниры; его советами руководствуются в реформе статута Сиены в 1425. Б. С. заботится о поднятии дисциплины в мужских и женских обсервантских монастырях и основывает ряд новых монастырей. Принимает деятельное участие в политической жизни, призывая всех к миру и улаживая раздоры между городами. В 1440 он читает в Перуджии лекции по нравственному богословию. Три раза папы предлагали ему епископат, от которого он отказывался, до конца жизни продолжая свою проповедническую деятельность. Умер в Аквине, где и был погребен с небывалыми почестями. Все проповеди Б. С. были тщательно продуманы, составлены по всем правилам схоластики и снабжены обильными цитатами из Св. Писания (см. Библия). Латинские сочинения его, состоящие из проповедей и нескольких богословских трактатов, были впервые изданы в 1501 в Лионе, затем в 1636 и 1650 — в Париже, в 1745 — в Венеции. Большую часть проповедей он произносил по-итальянски, обычно импровизируя их, и только часть их была записана усердными слушателями. В проповедях Б. С. касался вопросов догматики, морали, аскетизма и мистики. Настойчиво призывал к почитанию Иисуса Христа и Девы Марии, которую всегда полагал своей особой покровительницей. После проповеди он часто благословлял слушателей таблицей, на которой была вырезана монограмма имени Христова, окруженная сиянием. Под его влиянием многие размещали эту монограмму на дверях домов и присутственных зданий, вставляли в городские гербы; в Болонье таблица с монограммой была выставлена на главном алтаре базилики св. Петрония. Такое почитание имени Христова навлекло на Б. С. обвинение в ереси; в 1427 он был вызван в Рим, где во время церковного следствия и на публичном диспуте он блестяще опроверг все обвинения. Б. С. был также горячим сторонником догмата о Непорочном зачатии Девы Марии. В 1418—1420 он энергично боролся проповедью против идей о близком конце мира. Главным содержанием его проповедей было обличение современных распущенных нравов и наставление в нравственной и богоугодной жизни.
Поделиться: