Бергер - это...

БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (р 1929) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания Возглавлял Институт экономической культуры Бостонского университета Основные сочинения: "Шум торжественных ассамблей" (1961), "Двусмысленное видение" (1961), "Введение в социологию" (1963), "Социальное конструирование реальности" (1966, совместно с Т Лук-маном); "Священная завеса" (1967); "Слухи об ангелах" (1969); "Бездомное сознание" (1973), "Пирамиды жертв" (1975); "Лицом к современности" (1977), "Капиталистическая революция" (1986), "В поисках Восточно-Азиатской модели развития" (1988) и др Творчество Б посвящено разработке проблем феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации Теоретическая концепция Б синтезирует социологические традиции, идущие от М Вебера и Дюркгейма, феноменологически ориентированную социологию Шюца и символический интерак-ционизм Мида В работе "Социальное конструирование реальности" Б определяет человеческую реальность как реальность социально сконструированную и уделяет особенное внимание исследованию взаимосвязей между институтами и легитимирующим "символическим универсумом" в виде науки, искусства, философия и религии Религиозный подуни-версум играет стратегическую роль при конструировании и легитимации реальности, благодаря способности религиозных институтов представлять институциональный порядок во всей его целостности, устанавливая стабильную символическую завесу для всего общества ("Священная завеса") Символические представления интеграции есть то, что Дюрк-гейм называл "религией" Это означает, что для анализа институционального порядка необходим анализ знания о социальном мире, имеющегося у членов общества В сумме оно представляет собой "то, что каждый знает" - совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования, мифы и дотео-ретический массив знания рецептов, передаваемый по наследству Теоретически сложные легитимации появляются в определенный момент истории институционализации, конструируя "номос" - когнитивно-нормативный комплекс, упорядочивающий индивидуальный опыт членов общества, хранящий смысл и порядок в объективных и субъективных структурах, который вновь и вновь подтверждается в символических объектах или символических действиях Символический универсум как матрица значений накладывается на общество и индивидуальные биографии, на явления, происходящие в рамках этого универсума; им охватываются и возможные маргинальные ситуации - мир снов, фантазий, смерть, которые ставят под сомнение само собой разумеющийся характер повседневной жизни Но большинство современных обществ являются плюралистичными, те в них одновременно сосуществуют несколько символических поду-ниверсумов, каждый из которых воспринимается как нестабильный и ненадежный, релятивизируется, а акцент реальности переносится на сферу субъективности Повседневная жизнь также оказывается все менее проникнутой священными силами в ходе осуществления "субъективной секуляризации", последствия которой определяются Б как деструктивные и приведшие к "кризису идентичности" Секуляризация как один из моментов модернизации враждебна, по мнению Б, трансцендентному измерению человеческого бытия Выход из кризиса видится Б в контрмодернизации и в использовании идущего от Ф Шлейермахера индуктивного подхода к интерпретации религиозных феноменов, который позволяет проследить традицию до первоначального опыта и сделать собственный выбор


Поделиться:

Реклама