Беньямин - это...
БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) - немецкий философ и историк культуры Его работы получили известность начиная с 60-х 20 в, когда впервые было издано систематическое собрание его сочинений Философствование Б объединяет в себе элементы марксизма в духе Франкфуртской школы и иудаизма, которые дополняются интересом к исследованию конкретных форм культуры Б изучал философию в Берлине, Мюнхене и Берне Его диссертация "Пер-воисток немецкой драмы" была отвергнута Франкфуртским университетом из-за ее необычности В 1925-1926 Б посетил Москву, стал активно изучать работы Маркса, Энгельса и Ленина С 1933 жил в Париже Тогда же началось его сотрудничество с Институтом социальных исследований во главе с М Хоркхаймером В центральной работе "Парижские пассажи", которая является частью незавершенного проекта исследования культуры 19 ст, (опубликован в 1955) Б анализирует конкретные феномены парижской культуры 19 в, развитие которых выражает становление современной капиталистической эпохи Архитектура, живопись, литература рассматриваются Б как взаимосвязанные части единого исторического контекста, который формируется на основе развития капиталистического способа производства Критический анализ культуры французской буржуазии сочетается у Б с бережным археологическим описанием мельчайших элементов и ностальгической констатацией упадка В работе "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости" (1935) Б использует идеи Маркса для пересмотра традиционных трактовок искусства Б указывает, что возможность воспроизводства произведения искусства, которая возникла с развитием фотографии и кино, создает принципиально новую ситуацию в культуре Ритуальные черты, которые изначально связывали искусство с религией, культом, утрачивают свое значение Соответственно, искусство основывается уже не на ритуале, а на политике Если традиционно произведение искусства служило инструментом магии и культа, то в современную эпоху его центральной характеристикой становится выставочная ценность, способность стать массовым продуктом потребления Произведение искусства утрачивает свою "ауру" и уникальность, оно вырывается из истории и традиции Фотография и кино становятся стандартными свидетельствами исторических событий, приобретая политическое значение Зритель, смотрящий фильм, обретает права критика потому, что данное на экране совпадает с точкой зрения камеры, которая оценивает происходящее с различных позиций Изменяется и позиция творца Художник, указывает Б, представляет собой противоположность оператору Если первый соблюдает естественную дистанцию по отношению к реальности и создает ее целостное изображение, то последний глубоко проникает в реальность, разрезает ее на кусочки и создает изображение по-новому из множества фрагментов Расширение аудитории делает кино важным политическим фактором воздействия на массы Кино расширяет границы восприятия и уничтожает расстояния, позволяя предпринимать мельчайший анализ реальности, подобный работе психоаналитика Искусство, подчеркивает Б, становится важной политической силой, которая используется фашизмом для эстетизации политики в целях структурирования и мобилизации масс без изменения существующих отношений собственности Результатом этого является эстетизация войны, которая становится целью, организующей массы, а также средством снять противоречие между бурным развитием средств производства и неадекватными методами их использования Единственным способом противостояния фашистской эстетизации политики является возможность политизации искусства
Поделиться: