Бенедиктинцы - это...
БЕНЕДИКТИНЦЫ — монахи католического ордена, принимающие устав св. Бенедикта Нурсийского.
Согласно изложению Н. В. Матицкого, кроме соблюдения устава монастыри Б. на первых порах не имели другой связи, т. е. были лишены орденской организации — централизованного управления с общим орденским начальником, и оставались по отношению друг к другу вполне автономными. Наряду с обетами прежних монашеских уставов, предполагавших "обращение нравов", т. е. целомудрие и отречение от собственности, св. Бенедикт потребовал еще от своих учеников соблюдения "постоянства места" (пребывания в монастыре до конца жизни) и сильнее подчеркнул принцип "послушания", придав ему характер почти военной дисциплины. Монашеская жизнь определялась в звучащих по-военному терминах: "школа служения Господу", самый устав назывался "закон, повинуясь коему ты намереваешься воинствовать". В противоположность прежним уставам, отличавшимся некоторой расплывчатостью, устав св. Бенедикта детально регламентирует монашескую жизнь; строгость, с которой регламентируется эта жизнь, умерена, однако, "разумной осмотрительностью": были приняты во внимание личные силы каждого и избегнут избыточный ригоризм. К требованию "молитвенного подвига" Бенедикт присоединил правило о физическом труде. "Крестом и оралом" — под таким знаменем Б. осуществляли духовную и организационную экспансию; с течением времени к их деятельности присоединились еще научные занятия, также до известной степени требовавшиеся уставом, так как последний предписывал в свободное время изучение кодексов: каждому монаху предназначался грифель и доска. Бенедиктинский устав подвергался многим частным переменам и дополнениям: наиболее значительными и важными были перенесение утренней молитвы с 2 часов ночи на 4, введение института "братьев мирян" (первоначальный устав св. Бенедикта не знал разницы между низшими в ордене братьями мирянами и высшими — монахами книжными или клиром [см.]), было разрешено употребление мясной пищи. Устав св. Бенедикта был дан монте-кассинским монахам ок. 530. Спустя 50 лет Монте-Кассинский монастырь был разрушен лангобардами, и монахи нашли спасение в Риме. Папа Григорий Великий ввел бенедиктинский устав в основанном им монастыре св. Андрея, откуда были отправлены в Англию миссионерами Августин с 90 монахами. Благодаря этой миссии бенедиктинская идея монашеской жизни была переброшена из Италии в Англию. Отправлявшиеся сюда миссионеры имели продолжительную остановку во Франции — тоже не безрезультатную для судьбы бенедиктинского устава: к концу именно 6 в. позволительно отнести введение бенедиктинского устава в части галльских монастырей. В 597 в Англии был основан первый бенедиктинский монастырь (в Кентербери). Б. настолько развили здесь свою деятельность, что история их в этой стране вполне сливается с историей Английской Церкви. Из бенедиктинских монастырей в Англии вышли миссионеры в Германию (Виллиброрд и Бонифаций), а из Германии христианство и бенедиктинская монашеская дисциплина распространились в Дании, Скандинавии, из последней — в Исландии. В 9 в. бенедиктинский устав был единственной формой монашеской жизни для всей Западной Европы, за исключением Шотландии, Уэльса, Ирландии, где держались еще в течение некоторого времени кельтские уставы. Б. пользовались особым вниманием и расположением правителя Священной Римской империи Карла Великого, который из их среды часто отбирал себе сотрудников (напр., Алкуина). В течение долгого времени движение Б. неоднократно обновлялось, возвращаясь к первоначальной строгости своего устава. На начало 9 в. падает реформаторская деятельность Бенедикта Аньянского. В 910 было основано Гильомом Аквитанским Клюнийское аббатство, сыгравшее огромную роль в обновлении бенедиктинского монашества. Аббаты этого монастыря сумели объединить под своим руководством более 200 бенедиктинских монастырей; аббату Гуго (ум. 1109) удалось провести правило, чтобы новиции всех подчиненных монастырей давали свои обеты в Клюни и проводили здесь первые три года монашеской жизни. Так создалась клюнийская конгрегация с элементами орденской централизации, до этого времени не известной у Б. (почему о Б. в их начальной истории как об ордене можно говорить лишь в нестрогом смысле слова). Цветущее состояние ордена Б. продолжается до конца 12 в. В 13 в. Б. в значительной степени оттеснили возникшие в то время нищенствующие ордена. Общий упадок церковной жизни, наблюдаемый в позднее Средневековье, глубоко проникает и в Бенедиктинский орден. Уже не сами Б., а церковная власть заботится об упорядочении монашеской жизни, средством к чему она избирает установление между монастырями большей сплоченности и связи. Латеранский Собор 1215 постановил, чтобы в каждой церковной провинции один раз в три года созывались орденские капитулы по образцу Соборов, уже практиковавшихся в Цистерцианском ордене; в президиум таких Соборов на первое время было предписано приглашать по два цистерцианских аббата; Собор получал полномочия выбирать монастырских ревизоров, или визитаторов, для данной провинции. Определение Собора подтверждалось Папами Климентом V, затем Бенедиктом XII, поделившим буллой 1336 весь Бенедиктинский орден на 36 провинций. Во время, предшествующее Реформации, были сделаны попытки к обновлению и бенедиктинского монашества. В частности, одним из инициаторов этого процесса выступил папский легат Николай Кузанский. Но деморализация монашества была слишком глубока. Реформация нанесла существенный урон и Бенедиктинскому ордену. В одной Англии до 1538 было уничтожено 62 бенедиктинских аббатства. Эпоха просвещенного абсолютизма и Французской революции была периодом упадка для Бенедиктинского ордена. Иосиф II упразднил около 700 монастырей, в том числе много бенедиктинских. В Германии монастыри пали жертвой секуляризации 1803. В эпоху Великой французской революции вместе с другими монастырями погиб знаменитый Клюнийский (здания его были обращены в 19 в. в конюшни). Из 15 тыс. некогда существовавших бенедиктинских монастырей уцелели после Наполеона только около 30. В 19 в. делались неоднократные попытки реставрации ордена. Свои утраты Бенедиктинский орден старался компенсировать миссионерскими приобретениями в странах Нового Света, где в 19—20 вв. возникали новые бенедиктинские конгрегации.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: