Бенедикт Нурсийский - это...

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ, святой (ок. 480—543) — основоположник одноименного католического ордена. Происходя из знатного италийского рода (по преданию, Анициев), Б. Н. получил риторически-литературное образование. Но скоро, согласно жизнеописаниям, "презрев научные занятия", "зная незнающий и мудро неученый", бежал от мирских соблазнов в сабинские горы около Субиако, сначала в Эффиде (Аффиде), потом в еще большее уединение — в пещеру около Аньо, чтобы по образцу восточных и западных анахоретов аскезой и бичеванием смирить плоть и обрести путь к Богу. Его первыми шагами руководил монах соседнего монастыря Роман, давший ему монашескую одежду и доставлявший скудную пищу в почти неприступную пещеру. "Три года новый анахорет оставался неизвестным людям, за исключением Романа", — гласят документы. Но на четвертый год Б. Н. случайно открыли окрестные пастухи. Вскоре за этим слава о строгости и святости его жизни распространилась настолько, что монахи соседнего монастыря после смерти своего аббата выбрали его преемником Б. Н. и сумели уговорить его на этот шаг.

Согласно Л. П. Карсавину, скоро между Б. Н. и его монахами, не желавшими той суровости жизни, к которой он стремился, возникли разногласия, приведшие к попыткам монахов отравить его. Б. Н. покинул их по-отечески, "с мирным лицом и спокойной душою" упрекнув оставляемых им братьев. Б. Н. вернулся в свою пещеру, но около него начали собираться уже многочисленные ученики, из которых только немногих он оставил подле себя, остальных же поселил вокруг в маленьких общежитиях по 12 человек, каждое под присмотром "отца". Вследствие интриг местного священника Б. Н. был вынужден с немногими учениками покинуть Субиако. Б. Н. основал новый монастырь в Кампании, на полпути между Римом и Неаполем, в Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона Б. Н. построил сначала две церковки, посвященные Иоанну Крестителю и св. Мартину, а вслед за ними высокими стенами отгороженный от мира монастырь. Война Византии с готами только способствовала расцвету нового аббатства, из которого скоро начали выделяться другие. Монастырь стал убежищем, и многие, прибегавшие к его защите, не желали уходить назад, становясь монахами. Еще ранее в Субиако знатные римляне отдавали в аббатство Б. Н. на воспитание своих детей; теперь слава святого возросла настолько, что даже готский король Тотила посетил Монте-Кассино. Развитие монастыря делало необходимым создание точных и ясных правил жизни, и к этому периоду, вероятно, и относится написание сыгравшего столь важную роль в истории западного монашества "Устава Бенедикта". Не отрицая анахоретства как формы жизни, испытанной им же самим и прославленной восточными христианскими аскетами, Б. Н. наиболее удобной, доступной большинству и менее опасной для спасающегося считает ту форму жизни, которая возникла на Востоке в виде лавр и существовала задолго до него на Западе — монашеское общежитие. Целью монашеской жизни является "бегство от казней геенны в жизнь вечную". Монах трудами послушания стремится "вернуться к тому, кого покинул, благодаря непослушанию", терпением сделаться сопричастным Иисусу Христу, следовать по его стопам, живя "как отцы наши и апостолы", чтобы сделаться участниками Царствия Божьего. "Отказываясь от личных желаний, — говорил Б. Н., — прими могущественнейшее и прекрасное оружие послушания на службу истинному царю Господу Христу". Общежитие монахов — "школа служения Господу" — рисуется Б. Н. как воинский отряд, подчиненный "уставу-наставнику" и строгой дисциплине. Устав Б. Н., и в этом его автор идет далее главных своих источников — уставов Василия Великого и Кассиана, — по возможности обособляет монастырь от мира, прикрепляя монаха к определенному месту. За стенами монастыря монах всецело должен отдаться Богу, из любви к которому вытекают все его добрые дела. Полная нищета (даже пользование необходимыми для бенедиктинца письменными принадлежностями зависело от аббата), целомудрие, молчание, осуждающее на "вечное заключение болтовню, праздные или вызывающие смех слова", вместе со строгим соблюдением постов и долгими молитвами характеризуют совершенного монаха. Главными средствами к достижению этого идеала являются смирение, 12-ступенная дорога которого подробно описана в уставе, а также послушание — отказ от своей воли — не только уставу, но и аббату. Аббат ничем и никем не ограничен в своих действиях; голос капитула имеет лишь совещательное значение; аббат — заместитель Христа в монастыре, снисходительный и вместе с тем строгий отец семьи, пастырь, ответственный за порученных ему "овец" только перед Богом. Составляя свой устав, Б. Н. выдвигал на первое место общежитие как наиболее пригодную для спасающегося форму служения Богу и в применении к этому общежитию обобщая и систематизируя идеалы и предписания, рассеянные у Иеронима, Августина, Пахомия, уже подвергнутые обработке у Василия Великого и Кассиана. Б. Н. стремился дать общую форму — схему монашеской жизни, в которую легко могли бы быть вносимы особенности, диктуемые местными условиями. Б. Н. действительно сумел своим уставом охватить главные формы жизни уже существовавшего монашества Запада и систематичностью и гибкостью его обеспечить успех и быстрый рост Бенедектинского ордена, вытеснившего или вобравшего в себя большинство самостоятельно возникших ранее общежитий. Немалую роль в успехе бенедиктинцев сыграли и большое культурное значение имели их ученые занятия. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. Ежедневно 1—2 часа посвящаются чтению, и самый круг этого чтения находится в некоторой зависимости от аббата. Кроме того, связь новой монастырской культуры со школьной культурой позднего Рима поддерживается воспитательской деятельностью бенедиктинцев, о чем говорит житие Б. Н. Именно благодаря месту, отведенному науке бенедиктинским уставом, западное монашество могло воспринять римскую культуру и сделаться для дальнейших эпох одним из источников просвещения.


Поделиться:

Реклама