Белл - это...

БЕЛЛ (Bell) Даниел (р 1919) - американский философ и социолог, профессор Гарвардского университета Основные сочинения: "Новое американское право" (1955), "Конец идеологии Истощение политических идей в 50-х годах" (1960), "Марксистский социализм в Соединенных Штатах" (второе издание, 1967), "Грядущее пост-индустриальное общество "Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976), "Социальные науки после Второй мировой войны" (1982) и др В конце 30-х и в 40-е принимал участие в леворадикальном движении, а затем, в начале 50-х, эволюционировал к либеральному реформизму, и, наконец, в 60-е перешел на позиции неоконсерватизма В 1955 Б вместе с И Кристолом и Д Мойнихеном основал журнал "The Public Interest" Б - один из наиболее выдающихся представителей сциентистско-технократического направления социальной философии В 1960 Б выступил одним из основных авторов (одновременно с Ароном) концепции деидеологизации, ставшей истоком теории индустриального общества Согласно Б, центральными переменными, обуславливающими тенденции, динамику и направленность развития индустриального общества, являются труд и капитал, а противоречия между ними составляют основной источник его развития Основным инструментом оптимизации такого общества, а также управления существующими в нем организациями и предприятиями выступает машинная технология Технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития Само же развитие технологии происходит рывками Более того, можно выделить целые эпохи в ее автономном саморазвитии, в рамках которых происходят разнообразные социальные трансформации Хотя технологические революции идеальны в своих теоретических основаниях, их символами и одновременно носителями выступают вполне реальные материально-вещные формы, например, для постиндустриального общества эта "вещь" - компьютер В вводит в свою философско-социологическую концепцию в качестве теоретико-методологического основания тназ "осевой принцип" Суть его заключается в том, что различные типы общества развиваются в контексте определенной стержневой линии, обуславливающей социальный, экономический, культурный и политический облик их осмысления В зависимости от выбора основной оси, согласно Б, исторический процесс можно, например, рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им общественных формаций И тогда правомерна его интерпретация в терминах "феодализм", "капитализм", "социализм" Если же вместо данного измерения использовать иной "осевой принцип", где "главная стержневая линия" - статус и историческая роль человеческих знаний, то социальная эволюция выглядит совершенно иначе: доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество В отличие от индустриального общества, в постиндустриальную эпоху именно знание выступает по Б, основным источником богатства и власти, поэтому решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные технологии В наступающем столетии определяющее значение будет иметь становление системы телекоммуникаций Для понимания сущности и характера "телекоммуникационной революции", играющей решающую роль в организации и обработке информации и знаний, особенно важны три аспекта: 1) переход от индустриального к "сервисному обществу"; 2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических нововведений; 3) превращение новой интеллектуальной технологии в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений Взаимодействие этих трех аспектов предопределяет громадное значение теоретического знания в качестве "осевого принципа" постиндустриального общества Одновременно в контексте проблемы "направляющей и определяющей" силы социальных изменений этого общества возрастает значимость того, что оно становится все более открытым и индетерминированным, а также увеличивается его "социальная плотность" Признавая, что знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентами трансформации постиндустриального общества, Б вместе с тем стремится избежать упреков в приверженности технологическому детерминизму Поэтому он формулирует концепцию многоаспектности социального организма В этой концепции каждая из сфер - экономика, социальная жизнь, культура, политика - развивается по особым, только ей присущим законам Поэтому эти сферы способны не только взаимодействовать, но и противостоять друг другу В частности, "информационное общество" в силу нарастающих культурных противоречий может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между культурной и социальной жизнью Возрастает противоречие между весьма нежелательной и опасной для развития общества "революцией растущих притязаний", и, вытесняемой ею, но действовавшей прежние десятилетия "революцией растущих ожиданий" Самые существенные причины этих нежелательных революций, считает Б, заключаются как в непомерном уровне требований, предъявляемых их поборниками, так и в том, что они носят всеобщий характер Это нарушает установленный в обществе порядок, расшатывает социальную устойчивость, порождает многочисленные межгрупповые конфликты Следствием такой ситуации становится политическая нестабильность, дополняемая нестабильностью экономической Лучшими средствами для искоренения этих нестабильностей выступают рыночная система организации экономики и основанные на философии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества


Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия
Белл приобрел известность благодаря сделанному им открытию, что чувствительные волокна смешанного нерва входят в спинной мозг через задний корешок, а двигательные волокна того же нерва выходят из спинного мозга через передний корешок.

Поделиться:

Реклама