Белинский - это...

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848) - русский литературный критик и публицист, философ В 1829-1832 - студент словесного отделения философского факультета Московского университета В 1830 написал драму "Дмитрий Калинин" Курс в университете не закончил (в 1832 уволен), занялся публицистикой В 1832 организовался кружок Станкевича, в который вошел и Б Сблизился с Бакуниным, который ввел его в круг идей Фихте и Гегеля Один из ведущих представителей западничества В 1834-1836 Б - критик изданий НИ Надеждина "Телескоп" и "Молва" В 1837-1839 пережил духовный кризис, буквально восприняв гегелевский тезис о "примирении с действительностью" Подвергся критике со стороны Герцена После переезда в Петербург сотрудничал в журналах "Отечественные записки" (1839-1846) и "Современник" (с 1846) В интеллектуальной биографии - это период переоценки Б гегелевской философии (былого кумира он определил как "палача свободы") Собственно философских работ Б не оставил, но философский характер носит большинство его программных статей Приобрел известность работой "Литературные мечтания Элегия в прозе" (1834) Не меньший резонанс в обществе вызвала одна из последних его работ "Письмо к Гоголю" (1847), которая рассматривается как духовное завещание Б Полное собрание его сочинений включает 13 томов Мир, согласно Б, - дыхание идеи Духа, проявляющегося во множестве форм Слияние Духа и материи в явлениях, образующих действительность, - таинство, недоступное прямому разумению Действительность - необходимый преходящий момент в развитии Абсолюта, утверждающий действенность разума, воплощенного в человеке Следовательно, коль в действительности заключено возможное на данный момент проявление Духа, с ней нельзя не считаться, ее нельзя не принимать Отсюда Б и выводился тезис о "примирении с действительностью", который парализовывает усилие индивидуальной воли, неспособной что-либо изменить в мире Все последующее творчество Б может быть рассмотрено как оппонирование этому тезису и утверждение самодостаточности и необходимости личностного усилия, блокируемого гегелевской системой Гегель "из явлений сделал тени", - утверждает Б - "Субъект у него не сам по себе цель" Общество же (как социальный организм и "идеальная личность") определяется по бесправию или защищенности в нем личности Личность важнее всеобщности, она является субъектом исторического творчества, является предпосылкой и продуктом истории Закономерности исторического процесса не подчиняются пан-логической гегелевской схеме, а подчинены телеологии человеческой деятельности В целом в философской доктрине Б прослеживается движение от классического к левому гегельянству, а через него к философии действительности, понимаемой как реализм, окрашенный в тона антропологизма Л Фейербаха, редуцируемой в отдельных положениях к сугубо материалистическим подходам Отсюда задачи новой философии (по Б): ее возвращение в жизнь; ее освобождение от "призраков трансцендентального идеализма"; осознание ею собственных границ и возможностей, выход за которые превращает философию в мистику; ее превращение в философию действия Придание философии прикладного значения ведет Б к признанию того, что любая система идей несет на себе печать исторического времени и социокультурного контекста, в котором она сформулирована Отсюда двойственность философского знания, которое, с одной стороны, должно верно реагировать на запросы практической жизни, а с другой, именно в силу первой задачи, - неизбежно выражает интересы определенных социальных сил Эта двойственность любой системы идей переносится Б в его эстетику как эстетику реалистическую, ориентированную на "натуралистическую школу" (НВ Гоголь и его последователи) С другой стороны, его эстетика - это постоянное оппонирование тезису "чистого искусства" (или "искусства ради искусства"), это связывание эстетических критериев с "внешними" социально-политическими задачами культурно-исторического развития Отсюда его резкие оценки позднего творчества того же Гоголя Человеческая жизнь, твореское усилие художника и мыслителя должны быть подчинены, согласно Б, достижению общечеловеческого социалистичекого идеала При этом социализм понимался Б более чем абстрактно: как универсальная идея равенства людей Несомненно, что Б явился одним из властелинов дум значительной части интеллектуального русского общества середины 19 в


Поделиться:

Реклама