Белиаль - это...

БЕЛИАЛЬ, Блиаль (иврит. слово; значение неизвестно; возможно, "без силы [Божьей]", "ничто"; в Синод. переводе — Велиал и Велиар) — в представлениях иудаизма и христианства — демоническое существо, дух небытия и разрушения. В еврейской Библии, или Танахе, точнее в Торе, имя "Б." употребляется как синоним ложных богов и самого идолопоклонства; отсюда — ассоциация с выражением бе-ло-эль — "не-богом": "Они раздражили Меня не богом..." (Втор 32:21).

Возможно, употребление слова "Б." — это начало фиксации четкого представления о том, что иные боги — пустота, обман, но этот обман опустошителен и разрушителен для человека. Именно поэтому выражение Бней белиаль ("сыны Б.") становится обозначением беззаконников и негодных людей, предавшихся идолопоклонству (в русском Синодальном переводе и современных переводах Торы на русский язык передается как "нечестивые люди", "негодные люди", "негодяи" — см., напр., Втор 13:13; 1 Цар 10:27). Б. может подталкивать человека к преступлению — "делу Б." (выражение, передающееся при переводе как "дело нечестивое", "вещь непотребная") и делать его "сыном Б.": так, "сынами Б." именуются в Книге Судей развращенные люди из колена Биньямина (Вениамина), которые хотели надругаться над левитом, остановившимся на ночлег в Гиве, а затем надругались над его женой так, что она умерла. Часто Б. приносит тяжкую болезнь, которая обозначается выражением "слово Б.": "Слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более" (Пс 41/40:9).

Вероятно, результатом развития всех негативных коннотаций, связанных с именем (или выражением) "Б.", становится постепенное превращение Б. в одного из предводителей сил тьмы. Таковым он предстает в позднеиудейской апокалиптике, не вошедшей в канон Танаха (напр., кумранский текст "Война сынов света и сынов тьмы" — см. Кумранские свитки; апокрифическая книга "Заветы 12 патриархов" — см. Апокрифы, Псевдоэпиграфы). В апокалиптическом контексте имя Б. употребляется и в Кумранских гимнах (см. Кумранские свитки), где этот образ становится воплощением демонического богоборчества, сил хаоса и мрака, которые вырвутся на волю в последнем сражении Добра и Зла, но будут побеждены: "И тогда Велиала потоки // В глубину Аваддона прорвутся, // Мысли бездны смешав, // Ил в глубинах ее возмутив, // И земля возопит // О великой беде во вселенной, // Станут громкими мысли ее!" (перевод Д. В. Щедровицкого).

Закономерно, что в Новом Завете Б. воспринимается как антипод и антагонист Иисуса Христа, как некий эквивалент сатаны, напр. во 2-м Послании ап. Павла коринфянам: "Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор 6:14—15).

Образ Б. предстает в произведениях европейской литературы Нового времени. Так, в трагедии голландского драматурга Й. ван ден Вондела "Люцифер" (1654) Б. является — наряду с Веельзевулом и Аполлионом (см. Аваддон) — одним из военачальников, возглавивших воинство Люцифера. В трагедии Вондела "Адам в изгнании" (1664) Б. выведен как непосредственный подчиненный заместителя Люцифера — Асмодея (см. Ашмедай). Именно Б. осуществляет план, задуманный Асмодеем: превращается в змея и соблазняет Еву. В поэме английского поэта Дж. Милтона "Потерянный Рай" (1667) Б. предстает в числе прочих как один из восставших против Бога ангелов, низвергнутых в Геенну, бывших после своего отпадения от Бога языческими божествами. Б., согласно Милтону, — вездесущий бог разврата, коварства, наглости, насилия, воплощение цинизма и самого греха.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама