Бейль - это...
БЕЙЛЬ (Вау1е) Пьер (1647-1706) - французский философ и публицист, предшественник философии Просвещения Учился в Тулузском и Женевском университетах В 1676-1681 преподавал и занимал кафедру философии при университете Седана Лишен кафедры как протестант в связи с усилением гонений на гугенотов Эмигрировал в Голландию Занял кафедру философии Роттердамского университета В 1693 лишен пенсии и права преподавания Наиболее известен его "Исторический и критический словарь" (1697, второе расширенное издание - 1702), выдержавший с 1697 по 1741 одиннадцать переизданий на французском и два издания на английском языках Из других работ Б следует назвать: "Разные мысли, изложенные в письме доктору Сорбонны по случаю кометы, появившейся в декабре 1680 года" (1682); "Философский комментарий на слова Иисуса Христа "Заставь их выйти" (1686); "Продолжение разных мыслей о комете" (1704); "Ответы на вопросы одного провинциала" (1703-1706); "Беседы Максима с Фелистом" (1707) и др Сторонник скептицизма в философии Высоко ценил Секста Эмпирика и Монтеня Сильно влияние на Б Декарта Во всем своем творчестве отстаивал идеи свободы мысли и свободы совести Считал, что условие добросовестного исследования - рациональный анализ имеющихся данных со скептически-критичеких позиций Излюбленная схема изложения Б: введение и тщательный анализ традиционного (очевидного) представления, парадоксальные выводы из проделанного анализа, осуждение только что выведенных следствий (якобы с позиций традиционного представления) Известен так называемый "парадокс Бейля": утверждение о том, что общество, в котором отсутствовала бы религия, могло бы в нравственном отношении оказаться выше общества верующих В теории познания исходит из тезиса об "идее естественного света", как непосредственно интуитивно данной людям совокупности неопровержимо истинных идей Идея "естественного света" прирождена всем людям: и язычникам, и христианам, и атеистам Она предопределяет правила суждения и различения истинного и ложного, хорошего и дурного В последнем случае она проявляется как безусловность интеллектуальной интуиции нравственного сознания ("совести") Идея "естественного света" не может быть ничем иным, кроме всеобщего разума, озаряющего умы, и порождает "аксиомы метафизики" (критерии истинности) любых суждений (научных, религиозных, жизненных) Соответственно предписываемое религией может быть признано, если оно выдержит проверку "светом" (или: любое утверждение Писания, противоречащее этому мерилу, безусловно ложно) В последующем Б усилил свою критическо-скептическую позицию по отношению к религии, перейдя от попыток ее рационалистического обоснования к утверждению, что христианство в свете критерия "всеобщего разума" вообще лишено оснований Обилие зла и греха в жизни не совместимо с тезисом о всемогуществе Бога, предопределяющем все события, и с его милосердием Если же признать, что Бог является творцом зла, то это будет отвращать людей от Бога и толкать к атеизму Рационализированное знание порождает одовременно очевидность объекта и полную достоверность убеждения, вера же не только лишена обоснования, но тем сильнее, чем более ее истины противоречат разуму В конечном итоге философия (рациональное знание) оказывается несовместимой с христианством (религией в целом) Столь же критически-скептически Б подошел и к анализу метафизических систем Декарта, Лейбница и Спинозы В любом тождестве всегда обнаруживаются различия, в непротиворечивом противоречия, поэтому создать цельную философскую систему невозможно Отсюда оценки Б как "схоласта здравого разума" (Фейербах) и как теоретического разрушителя основ метафизики (Маркс)
Поделиться: