Бедность, Бедный, Попечительство О Бедных - это...
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Б рассматривается не как идеал, а как зло, чаще всего как следствие греха (Притч 6:9-11; 10:4; 21:17 и др) Идеал же представлен в просьбе Агура: "Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" (Притч 30:8 и след) Хотя Божьи обетования праотцам (Быт 13:14 и след; 26:3; 28:13 и след)включают обилие материальных благ, Библия утверждает, что Б посылается Богом (1Цар 2:7), а бедные стали таковыми по воле Бога (Притч 17:5; 22:2) Поэтому в Законе, данном через Моисея народу израил, Господь берет бедных под Свою защиту Так, Он запрещает нарушать права бедных (Исх 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих братьев (Втор 15:11; ср также установления, относящиеся к субботнему году (см Субботний год), и такие, как в Лев 19:9 и след; 23:22; Втор 23:25 и след; 24:19-21) Даже в предписаниях, касающихся жертвоприношений, учитывались скромные возможности бедных (ср Лев 1:14-17; 12:8; 14:21; 27:8) В книге Второзаконие содержится особенно много установлений, относящихся к нуждающимся в помощи, те вдовам и сиротам, чужеземцам и бедным Но израильтяне не придерживались этих предписаний В результате отхода израил общества от патриарх устоев, особенно ускорившегося во времена Давида и Соломона, а также с появлением урбанистич культуры возникли противоречия между богатыми и бедными С особенно острым осуждением богачей-эксплуататоров наряду с прочими пророками от имени Господа выступают Амос, Исаия и Иеремия(Ис 5:8; Иер 34:8 и след; Ам 2:6; 3:10 и след; 4:1; 5:11) Поскольку не по закону приобретенное богатство не считается знаком Божьего благословения, а зависимость от Божьей поддержки приближает бедных к Господу (тк в человеч дружбе принимается во внимание имущ положение - Притч 14:20; 19:4,7), Б зачастую становится признаком человека благочестивого (Пс 9:10 и след; Притч 19:1,22; 28:6) и праведного, к-рому дано обетование полного утешения и воздаяния за лишения, переносимые на земле ради Господа (Пс 36; 71; Ис 29:19)
В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Таков же взгляд на бедных и в НЗ На примерах и в притчах здесь показано, как близки бедные к Царству Небесному (Мф 11:5; Мк 12:41 и след; Лк 14:13; 16:19 и след) При этом, однако, в НЗ возникает и понятие Б не материальной, а Б как простоты, смирения, уничижения Иисус восхваляет таких бедных как праведников (Мф 5:3 "блаженны нищие духом") Тем не менее, Христос не забывает и о материальной нужде бедных (Ин 13:29), и НЗ призывает всячески о них заботиться Верующие древней Церкви продавали свое имущество и передавали деньги апостолам для раздачи бедным То они осуществляли своего рода социальное обеспечение бедных (Деян 2:44 и след; 4:34 и след, см Анания), ставшее необходимым и потому, что нек-рые члены молодой христ общины потеряли работу, поддержку своих семей и были исключены из сферы иуд благотворительности Нек-рые христиане переселились из Галилеи в Иерусалим, где они остались без средств к существованию Когда обойденными оказались вдовы грекоязычных христиан (Деян 6:1 и след), церковь избрала семерых своих членов, чтобы осуществляли благотворительное служение внутри самой общины (и по-прежнему проповедовали Евангелие; Деян 6-8) Данное служение было поручено людям, исполненным Св Духа и мудрости, хорошо зарекомендовавшим себя, что говорит о том, как серьезно относились в первонач церкви к подобной работе Павел также всегда старался обеспечить бедных иерусалимской церкви за счет пожертвований, собиравшихся в общинах христиан, обращ из язычников Призывая верующих коринфской общины к пожертвованиям для церкви в Иерусалиме, он приводит в пример македонцев (2Кор 8:1-5), поощряет коринфян указанием на их добродетель (ст 7) и ссылается на Иисуса (Который обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой - 2Кор 8:9; см далее Рим 15:26; Гал 2:10; Иак 2:2 и след) Трудно ответить на вопрос, признает ли НЗ за материально бедными известное духовное превосходство В Библии есть ряд мест, к-рые, видимо, позволяют ответить на этот вопрос утвердительно (Мф 19:23 и след; Лк 1:53; 6:24; 12:16-21; 16:19 и след, особенно ст 25; 18:23; 1Тим 6:17) При этом следует выяснить, не подразумеваются ли под богатыми те, кто злоупотребляет своим богатством, чтобы подавлять бедных и нуждающихся (Иак 5:1-6) Однако в указ местах Библии не проводится такого разграничения С другой стороны, НЗ не осуждает богатство как таковое см Богатство
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: