Бар-мицва - это...

БАР-МИЦВА (арам.-иврит. "сын заповеди"; в ашкеназской [см. Ашкеназы] и русской традициях — бар-мицва) — в иудаизме — мальчик (юноша), достигший возраста физического и духовного совершеннолетия — 13 лет — и обязанного с этого момента нести ответственность перед Богом за свои поступки (ранее за него отвечали родители), а также выполнять все заповеди Торы и предписания еврейской религиозной традиции; Б.-М. является также обозначением самого обряда, знаменующего вступление в религиозное совершеннолетие. Во втором значении термин "Б.-М." стал употребляться только с 15 в. Указание же о том, что юноша, достигший 13-летнего возраста, обязан исполнять все заповеди — мицвот, зафиксировано еще во 2 в. в трактате Мишны, древнейшей части Талмуда, — Пиркей Авот ("Поучения отцов"), в одной из глав (мишнайот) которого дается характеристика возрастов и обязанностей человека: "В пять лет — Писание (т. е. Танах [см.]. — Г. С.), в десять — Мишна, в тринадцать — Заповеди, в пятнадцать — Талмуд, в восемнадцать — Хуппа (см. — Г. С.), в двадцать — преследование, в тридцать — сила, в сорок — постижение, в пятьдесят — советы, в шестьдесят — старость, в семьдесят — седина, в восемьдесят — крепость, в девяносто — согбенность, в сто — как бы смерть, уход из мира" (Авот 5:21). В Талмуде подчеркивается, что все обязательства, данные мужчиной после 13 лет и одного дня, подлежат неукоснительному исполнению (Нидда 5:6).

Главной церемонией, символизирующей наступление возраста Б.-М., является приглашение мальчика к чтению Торы в синагоге: это та мицва (заповедь), от исполнения которой он был ранее освобожден. В этот день (в странах Запада и совр. Израиле — в ближайшую Субботу после тринадцатилетия, в Вост. Европе — в понедельник или четверг) молодой человек должен, прежде всего, почувствовать приобщение к древней стержневой традиции иудаизма — публичному чтению и комментированию Писания. Обычно им читается ѓафтара, завершающая недельную главу Торы. Часто Б.-М. предлагается прочесть (сказать) собственную драшу — комментарий к недельной главе Торы или речь на любую религиозную тему (в иудаизме реформистском [см.] и консервативном [см.], а также в некоторых общинах ортодоксального иудаизма [см.] эта речь заменяется молитвой перед открытым Ковчегом Завета [см.]). К чтению Торы вызывается также отец Б.-М., произносящий особую бенедикцию (см. Браха): "Благословен Тот, Который снял с меня ответственность за этого" (т. е. Всевышний, Который снял ответственность за сына с отца и отныне возложил на самого сына). На биму приглашаются и другие родственники подростка. Б.-М. — чрезвычайно важное понятие еврейского религиозного круга жизни. Это большое событие в жизни общины, поэтому во время обряда раввин произносит проповедь, посвященную очередному полноправному члену общины, его религиозным и нравственным обязанностям. После завершения утренней службы устраивается торжественный киддушин, в тот же день (или на следующий) — банкет (традиция при этом напоминает, что праздничное застолье не должно затмить высокого духовного смысла ритуала Б.-М.). В этот день Б.-М. принято дарить подарки, в первую очередь — религиозные книги и молитвенные принадлежности. В Израиле многие Б.-М. проводят ритуальную часть посвящения в члены общины у Котель ѓа-Маарив — Стены Плача (см. Храм). Для этого же многие евреи, живущие в диаспоре, совершают паломничество в Иерусалим. По аналогии с Б.-М. возникло понятие Бат-мицва для девочек.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама