Бар-Кохба - это...

БАР-КОХБА [букв. с арам. — "сын звезды"; наст. имя — Шимон Бар (Бен) Косва; ум. в 135] — вождь антиримского восстания в Иудее в 132—135, именующегося также 2-й Иудейской войной. О Б.-К. сохранились лишь фрагментарные сведения, часть которых — в Талмуде и Мидрашах — имеет в основном полулегендарный характер. Тем не менее римские исторические источники, а также археологичекие находки сер. 20 в. южнее Эн-Геди в Израиле подтверждают существование Б.-К. и общий ход возглавленного им восстания (найдены монеты, отчеканенные Б.-К., а также письма, написанные им или от его имени). Вероятно, уже во время восстания Б.-К. получил свое прозвище — "сын звезды", основанное на мессианской интерпретации слов Торы об особой "звезде от Йаакова [см.]", или Иакова, т. е. Избавителя из среды народа Израиля (см. Йисраэль), в благословении Билеама, или Валаама (Числ 24:17), и отражающее мессианские чаяния народа в этот период, мечтавшего об Избавлении, о приходе Мессии (см. Машиах) и увидевшего его в Б.-К. Согласно преданию, Б.-К. благословил как Мессию выдающийся законоучитель этого времени рабби Акива. Это еще раз подтверждает, что для иудейского сознания того времени Мессия был хоть и особым Помазанником Божьим, но все же вполне обычным земным человеком (в отличие от христианского Богочеловека [см.; см. также Иисус Христос]). Тем не менее Талмуд впоследствии оценил Б.-К. как лжемессию и зафиксировал оскорбительное имя, данное ему, вероятно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания, — Бар-Козива (арам. "сын лжи").

Восстание под руководством Б.-К. было продолжением 1-й Иудейской войны (66—73), а также антиримских восстаний евреев диаспоры в 115—117; ему предшествовал декрет римского императора Адриана о введении смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте разрушенного Иерусалима, названного в честь самого императора (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского "Элия Капитолина". Для подавления восстания Адриан вызвал в Иудею из Британии одного из своих самых способных военачальников — Юлия Севера. Кассий сообщает, что в ходе боев римляне разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень, убили 580 тыс. чел. Повстанцы захватили Иерусалим, но вынуждены были его оставить. Их последней твердыней стала крепость Бетар в Иудейских горах. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но крепость сразу пала, как только разгневанный Б.-К. убил законоучителя Элеазара из Модиина, который полагал, что нужно сдаться римлянам ("сразу же Бетар был захвачен, и Бар-Козива нашел свою смерть").

В еврейской религиозной традиции падение Бетара рассматривается как несчастье, равное по масштабам разрушению Первого и Второго Храмов (см. Храм), и одновременно как справедливое возмездие Божье за отсутствие единства и истинной любви евреев друг к другу, за стремление только путем насилия добиться Избавления. Не случайно мудрецы Талмуда совместили в сознании народа все три скорбные даты, видя в этих событиях перст Божий и утверждая, что они произошли 9 Ава (см. Тиш’а бе-ав). В результате была уничтожена большая часть еврейского населения Иудеи, жестоким преследованиям подверглись и были казнены многие законоучители (см. Десять мучеников царства), в т. ч. и р. Акива. После подавления восстания Б.-К. Римом был издан указ об окончательном изгнании иудеев, о переименовании Иудеи в Сирию-Палестину. Именно этими событиями датируется конец древнего периода еврейской истории. Личность же Б.-К. стала не только предметом размышлений об опасности ускорения пришествия Мессии, но и, вероятно, породила представления о Мессии из колена Йосефа [см.] (Иосифа) или из колена Эфраима [см.] (Ефрема), который должен предварить приход Мессии из дома (рода) Давида и погибнуть в сражении со злом.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама