Баптисты - это...
БАПТИ́СТЫ (от греч. βαπτίζω — погружать в воду, крестить) — последователи религиозного движения, основанного Джоном Смитом (1554—1612). Движение оформилось из радикального крыла английских пуритан в первой половине XVII в.
Часть Б. испытала на себе влияние идей Якова Арминия (см. арминиане), признавая участие воли человека в спасении. Другая часть придерживалась кальвинистского учения о предопределении. Основным требованием Б. было требование религиозной свободы, веротерпимости и отделения церкви от государства.
Основу учения составляет положение о том, что крещение возможно лишь в сознательном возрасте. Б. требуют от своих последователей сознательного обращения к вере и духовного возрождения. В качестве обрядов, символизирующих духовное единение с Христом, ими признается крещение путем погружения в воду и хлебопреломление. В церкви Б. есть пресвитеры, диаконы и проповедники. Большое значение придается миссионерской деятельности.
В 1905 г. в Лондоне был образован Всемирный союз Б. В настоящее время баптизм является одной из самых многочисленных конфессий в протестантизме.
Первые общины Б. в России появляются во второй половине XIX в. К 1905 г. насчитывается до 20 тыс. Б. на всей территории России. Общины были объединены в "Союз баптистов России", который имел свои съезды и советы. С 1917 по 1927 г. наблюдался рост приверженцев Б., а к 1932 г. большинство общин в административном порядке было закрыто. В 1944 г. прошел съезд, объединивший евангельско-баптистское движение в Церковь евангельских христиан и баптистов (нынешнее название — "Церковь евангельских христиан-баптистов"). Главенствующим органом церкви стал Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), к которому в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников (в 80-е годы ХХ в. начинают формировать свои объединения), в 1947 г. — евангельские христиане в духе апостолов и евангельские христиане-трезвенники, а в 1963 г. — братские меннониты.
В результате раскола 1961 г. от Союза евангельских христиан-баптистов отделились общины, члены которых впоследствии стали именоваться инициати́вниками. Инициативники не принимали государственные указания относительно жизни Союза. Первоначально отказывались от регистрации, организовывали коллективное обучение детей религии, крестили подростков. Многие из членов движения подверглись репрессиям и отбывали сроки наказания.
Со второй половины 70-х годов. ХХ в. в России складываются три самостоятельные организации: Союз евангельских христиан-баптистов, Союз церквей евангельских христиан-баптистов (куда вошли инициативники) и автономные церкви евангельских христиан-баптистов.
Литература: Малахова И. А. Современный баптизм: идеология и деятельность. М., 1987; Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма. Одесса, 1995; Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997.
Поделиться: