Бакрадзе - это...

БАКРАДЗЕ Константин (1898-1970) - грузинский философ и логик В 1918 поступил в Тбилисский университет, учился у Нуцубидзе В 1922-1925 - в Германии, где работал у Гуссерля, И Кона, Р Кронера По возвращении работал в Тбилисском университете и академическом Институте философии, член АН Грузинской ССР Основные работы (первые публикации, за редким исключением, - на грузинском языке): "Проблема диалектики в немецкой философии" (1929); "Система и метод в философии Гегеля" (1936); "Логика" (1946); "Логика" (1951, на русском языке); "Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии" (1960, на русском языке); "Экзистенциализм" (1962); "Прагматизм" (1965); "История новой философии" (1969) и др Основная сфера интересов Б - история философииРазвитие европейской философии понимается как единый, внутренне связанный процесс последовательного развертывания мысли Сама философия понимается как дисциплина, делающая предметом познания само познание и разрабатывающая категориальную сетку культуры Центральная ее проблема, при решении которой и разворачивается все многообразие вариантов решений, - субъект-объектное отношение Оно, в свою очередь продуцирует три группы проблем: 1) проблему объективной действительности, без решения которой нельзя построить теорию познания; 2) проблему познания как объективного знания; 3) проблему метода Универсальный метод познания - диалектика, разработанная в немецкой классической философии В связи с этим утверждением Б и саму философию трактует как диалектику Историко-философские анализы Б охватывают временной период от эпохи Возрождения до второй половины 20 в, однако ключевой период европейского философского развития для Б - классический немецкий идеализм, а основная фигура - Гегель Б понимает немецкую классическую философию как внутренне цельное "монистическое" явление (от Канта через Фихте и Шеллинга к Гегелю), как философию сободного и бесконечного субъекта (трансцендентального субъекта, "сознания вообще") В основе анализа - триадич-ная схема (субъект-раздвоение субъекта - возвращение субъекта к самому себе или: бесконечный разум - ограничение разума - познание разумом себя и восстановление бесконечности) Эту схему, вернее ее имплицитное воплощение, он обнаруживает уже у Канта, наиболее эксплицитное ее выражение - у Гегеля Проблема познающего субъекта - обнаружение своей бесконености в конечном Как наиболее яркое воплощение философии субъекта Б анализируется системаФихте Основная проблема философии Шеллинга - возможность перехода от абсолютного к его противоположности (как абсолютное может выйти за свои пределы) В качестве второй объединяющей идеи Б рассматривает становление и развитие диалектики, связанное с устранением "вещи в себе", ограничением рассудка и прорывом к разуму, проведением последовательного монизма В то же время Б показывает как одно из основных противоречий идеалистической диалектики - неустранимый из нее дуализм, что им было продемонстрировано на примере гегелевской системы, допускающей свое "прочтение" и как теории воплощения, и как пантеистической концепции В то же время Б отстаивает единство системы и метода у Гегеля, рассматривая метод как познанную форму внутреннего, собственного движения содержания, или абсолюта, идеи духа Кроме историко-философской проблематики Б известен своими разработками предмета логики, синтезирующим подходом к проблеме соотношения формальной и диалектических логик


Поделиться:

Реклама