Бахтин - это...

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы неокантианства, феноменологии К собственно философским трактатам у Б можно отнести только раннюю неоконченную работу "К философии поступка" (предположительно нач 1920-ых), где Б выступает с программой построения "первой философии" нового типа, которая через обращение к "единой и единственной нравственной ответственности" призвана преодолеть "дурную неслиянность культуры и жизни" Онтология человеческого бытия рассматривается в данной работе как онтология поступка, как учение о "единственном событии свершаемого бытия" Одно из центральных бахтинских понятий, задающих онтологическое определение человека, - понятие "неалиби в бытии", также подчеркивающее ответственный характер человеческого бытия Б исходит из осознания активной причастности бытию со "своего единственного места в бытии" Соответственно онтология человека определяется у Б взаимоотношением между "единственностью наличного бытия" и "целым бытия" Сложную диалектику этого взаимоотношения Бахтин пытается прояснить с помощью понятий "нераздельно и неслиянно", а также с помощью различения "данного и заданного" в онтологии человека Указанное взаимоотношение реализуется, согласно Б, в изначальном акте "утверждения своего не-алиби в бытии" Этим актом, по мнению Б, полагается "ответственный центр исхождения поступка", - в результате чего место быть получает необходимую конкретность и "инкар-нированность", онтологическую укорененность В свете заданной таким образом онтологии на смену homo sapiens приходит человек поступающий, выявляется онтологическая неслучайность всякого поступка, - нравственная философия обретает онтологические корни Философия поступка Б включает развернутую критику "эстетического и теоретического миров" за характерное для них отвлечение от "нуди-тельной действительности" "единого и единственного ответственного бытия" и противопоставляет им "ответственное единство" мышления и поступка При этом указанное отвлечение приводит не только к теоретической, но и к онтологической несостоятельности Как показывает Б, эстетический мир способен породить "двойника-самозванца", чье бытие определяется Б как "бытие лжи или ложь бытия", "ложь самим собою себе самому" ("Автор и герой в эстетической деятельности"), коренящаяся в том, что человек отвлекается (отступает) от "центра исхождения поступка", которым отмечено конкретное место человека в бытии Отступление, которое в религиозном (христоцентрическом) контексте осмысляется Б как "имманентное бытию грехопадение" Заявляя, что эстетический и теоретический разум должны быть моментом практического разума, Б вводит понятия "поступающего мышления" и "участного мышления" и классифицирует философию на ту, в которой участное мышление преобладает "осознанно и отчетливо" и на ту, где это имеет место "бессознательно и маскированно" В работе "Автор и герой в эстетической деятельности" Б предлагает позитивное обоснование эстетического события Б показывает, что эстетическое созерцание, которое отвлекается от этического смысла и заданности конкретного человеческого бытия, остается внутренне оправданным по отношению к другому человеку Обозначение проблемы "я - другой", лежащей в основании диалогической концепции Б, можно найти уже в трактате "К философии поступка" В работе об авторе и герое эта проблема получает детальное рассмотрение и опирается на такие понятия как "вненаходимость", "кругозор" и "окружение", "я-для-себя" и "я-для-другого", "другой-для-меня" и др Согласно Б, моя вненаходимость другому делает эстетическое отношение творчески-продуктивным, поскольку я обладаю "избытком видения" по отношению к другому: мне есть чем его одарить и это дар, в котором другой, по словам Б, испытывает абсолютную нужду Как подчеркивает Б, результатом эстетической деятельности, эстетического события, становится рождение другого в новом плане бытия, определенном новыми, "трансгредиентными" другому ценностями Но, как уже отмечалось, это онтологическое приращение, будучи недоступным другому, требует в качестве залога мое собственное бытие Чтобы сохранить позитивность эстетического, необходимо вести одновременно смысловую и ценностную интерпретацию отношения "я - другой", определять эстетическое видение "помимо смысла", но тем не менее удерживать его "вместе" с ним Б удерживает это место единого и единственного бытия, когда специально подчеркивает, что речь идет о "конкретной вненаходи-мости меня единственного" Таким образом именно по отношению к другому обнаруживается единственность и "не-заместимость" моего места в мире: мой дар другому исходит из моей точки зрения, укоренен в моем месте в бытии "Эстетическое созерцание и этический поступок, - пишет Б, - не могут отвлечься от конкретной единственности места в бытии" Эстетическая концепция Б развивалась в полемике с "формальным методом" в искусствознании, с одной стороны, и с концепцией "вчувствования" в эстетике к 19-нач 20 в, с другой Если первое направление вело, по мнению Б, к потере героя, то второе - к потере автора, разрушая таким образом художественное событие, понимаемое как событие диалогическое Позднее свойственный эстетическому созерцанию момент завершенности был оценен Б как насилие, несовместимое с идеей диалогизма как живого отношения двух сознаний В этой связи "новая художественная модель мира", созданная, по мнению Б, в романах Достоевского, преодолевает завершающую авторскую активность, монологическое сознание автора Полифонический роман Достоевского предстает как "сочетание неслиянных голосов" в неза-вершимом диалоге Анализируя воплощенное в романах Достоевского художественное видение жизни человеческого сознания, Б делает вывод, что "само бытие человека есть глубочайшее общение Быть значит общаться", быть на границе Диалогический характер человеческого бытия, из которого исходит Б, определяет и его подход к разработке философских основ гуманитарных наук и в частности к анализу проблемы текста в гуманитарных науках Гуманитарные науки, поскольку они имеют дело с личностью, предполагают диалогическую активность познающего, диалогическое движение понимания, которое, в свою очередь, основывается на диалогическом контакте между текстами и на сложном взаимоотношении текста и контекста Признание нескончаемого обновления смыслов в новых контекстах приводит Б к различению малого времени и большого времени, трактуемого как бесконечный и незавершимый диалог В культурологическом аспекте наибольшую известность получила книга Б "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1940), в которой Б развивает концепцию народной смеховой культуры (в противоположность культуре официальной) и идею карнавала, разнообразные проявления которого Б анализирует, основываясь на принципе амбивалентности Если в литературоведении влияние Б очень велико, то философское осмысление его идей и концепций только начинается, причиной чему стала как биография самого Б, так и судьба его наследия Очевидна глубокая созвучность его идей западным диалогистам (Бу-бер и др) Вместе с тем разносторонность затронутой им проблематики не только оставляет открытым вопрос о единстве бахтинской мысли, но и делает ее способной к диалогу с самыми разнообразными подходами в современной философской мысли: феноменологическими, герменевтическими, постмодернистскими Основные публикации работ Б: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965, 1990); "Эстетика словесного творчества" (1979, 1986); "Работы 1920-х годов" (1994); "Проблемы творчества и поэтики Достоевского" (1994) и др


Поделиться:

Реклама