Бахаи - это...
- одна из самых молодых мировых религий. Зародилась в 1844 г. в Иране на основе ревизии мусульманского вероучения, но в такой же степени отличается от ислама, в какой христианство отличается от иудаизма. Мировая община Б. к 1997 г. насчитывала более б млн. верующих - представителей практически всех стран, 2100 народов, народностей и племен. В России общины Б. возникли еще в прошлом веке (в Туркмении), царская администрация относилась к ним покровительственно. Первый в истории Б. Дом Преклонения (араб. Машригуль-Азкар) был построен в Ашхабаде. С конца 80-х гг. XX в. наблюдается быстрое распространение веры Б. в России во всех ее регионах. Международная неправительственная организация Б. сотрудничает с ООН на путях достижения мира на Земле, обеспечения прав человека и полного экономического и социального развития народов планеты. С 1970 г. Сообщество Б. имеет совещательные права при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС), представителей при штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке и Женеве, а также по Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), базирующейся в Найроби. Б. верят, что основатель их религии Бахаулла (араб., - Слава Господа, Блеск Бога) продолжает ряд посланников Бога - Кришны, Авраама, Зороастра, Моисея, Будды, Иисуса Христа и Мохаммада. Бахаулла написал свыше ста книг, главной из которых является "Китаб-и-Агдас" ("Самая Священная Книга", ок. 1872 г.). Другие почитаемые Б. тексты - интерпретации вероучения сыном Бахауллы Абдул-Баха, внуком Абдул-Баха Шоуги Эффенди и послания Всемирного Дома Справедливости - административного центра Б. (г. Хайфа). Литература Б. переведена на 800 языков и диалектов. Бахаулла учил, что Бог един и что основной движущей силой цивилизации являются последовательные проявления Его воли. Этот процесс осуществляется посредством посланников Бога, в которых люди видят прежде всего основателей различных религиозных систем, в то время как их общее предназначение - привести человечество к духовной и нравственной зрелости. Человечество едино, близится время объединения всех людей планеты во всемирное сообщество. Бог привел в действие исторические силы, которые разрушают традиционные барьеры, разделяющие людей разных рас, национальностей, классов и верований. Благодаря действию этих сил возникнет единая мировая цивилизация. Чтобы наступила эта Новая Эра, народы Земли должны осознать свое единство и содействовать процессу объединения на основе принципа единства различий. Эта доктрина Бахауллы именуется "доктриной прогрессивного Откровения". Согласно ей, каждый новый посланник Бога, приходящий один раз в 500 - 1000 лет, создает духовные предпосылки для возникновения более высокой степени социальной общности землян. В период завершения объединения древних людей в первобытные роды существенно усиливались возможности выживания семей: уменьшались шансы на взаимоуничтожение семей, ослабевали межсемейные конфликты. Род регулировал межсемейные конфликты сакрализованными традициями и запретами. Главной объединяющей людей в тех условиях силой была священная любовь к своему роду как высшей социальной ценности. Любовь к роду была выше, чем любовь к своей семье. Переход общества от родового строя к более высокой - племенной - организации значительно уменьшал вероятность межродовых раздоров и войн внутри единого племени. Степень безопасности семей, родов и племен еще более увеличилась, когда по прошествии тысячелетий и под влиянием новых посланников Бога они стали сплачиваться в отдельные народы. Наконец, нация, объединяющая в единое целое несколько прошлых народов, на сегодняшний день является наиболее высокой из достигнутых человечеством форм органической целостности людей. Идея нации была привита человечеству пророком Мохаммадом через впечатляющий пример арабской нации. Нация духовно цементируется такой мощной, хотя и незримой субстанцией, как патриотизм. Чувство социальной любви, стягивающее множество различающихся людей и групп во все более возрастающее целое, исторически усложнялось, эволюционировало от любви к своей семье до любви к своей нации. Ныне национальный патриотизм почти повсеместно и с достаточным основанием оценивается как такая святыня, на которой зиждется суверенитет любого государства. Тем временем история неумолимо движется вперед, изменяя традиции и перестраивая многое из того, что непосвященному видится вечным и незыблемым. Коль скоро человечество росло путем последовательного вложения простых форм своего духовного и материального единства во все более сложные сообщества - от семьи через род, племя, полис и народности к нациям, - то характер такого восхождения, учит Бахаулла, имеет силу объективного божественного закона. Неизбежна высшая, по сравнению со всеми прежними общностями, форма единства людей - единое человечество, которое в течение столетий Новой Эры станет целостным субъектом в своем отношении к Богу и космосу. На первый план в мироотношении человека выдвинется сила любви к человечеству. Эта любовь не отменяет любви индивида к семье, народу, нации; она надстраивается над всеми исторически более древними формами социальной любви и со временем станет наиболее священным внутрисоциальным чувством, максимально гармонизируя формы любви к семье, роду, племени, народу и нации. Внутри объединенного в букет народов и наций человечества возрастут свобода и безопасность граждан и государств, откроются границы, резко уменьшится угроза глобальных и региональных столкновений; человечество превратится в одну семью, а планета - в одну страну. Наряду с бережно сохраняемыми религиями и национальными культурами сложится синтетическая общечеловеческая культура, закрепляемая в едином для всех жителей планеты вспомогательном языке. Этот язык будет создаваться из фрагментов всех без исключения практикуемых языков, он не будет иметь пределов усовершенствования и станет изучаться каждым человеком вкупе со своим нацио нальным языком. Мировые проблемы и регулирование межнациональных отношений - предмет будущей Всемирной Администрации, избираемой всеми государствами. В силу и по мере открывания границ между государствами каждый гражданин будет волен выбирать место своего проживания, отвечающую его совести и духу религию, культуру и национальность. Принцип единства различий противостоит крайностям космополитизма и национализма, экуменизма и идеи исключительности какой-либо "избранной" религии. В идеале Б. должен найти "золотую середину" между этими крайностями. Согласно доктрине прогрессивного Откровения, Новый Административный Порядок возникает путем преодоления острых социальных противоречий между империями и колониями, национальными государствами, мировыми религиями, личностью и обществом, традициями и новообразованиями. Чтобы преодолеть опасность узурпации власти мировой администрацией, а также угрозу тоталитаризма в мировом масштабе, необходимо подлинно свободное волеизъявление всех землян при перевыборах руководителей и решении важнейших вопросов. Для этого потребуется длительный и малоприятный, но целебный период преобразования всех существующих политических и социальных отношений внутри каждой страны и между государствами. Будут набирать темпы национально-освободительные движения, повсеместно расти национализм и патриотизм, исчезать с лица Земли империи и насильственно объединенные социальные конгломераты. Процесс будет продолжаться до полного самоопределения любой сколь угодно малой социальной общности людей, пока эта общность не почувствует себя достаточно свободной для принятия решения о взаимовыгодном сотрудничестве с другими не менее свободными объединениями людей. Чем больше социальной свободы добьются все нации, народности и племена, тем быстрее будет происходить их добровольное объединение - вначале региональное, а затем континентальное и всемирное. Процесс ломки нынешних социальных институтов непременно вызовет противодействие со стороны самих этих институтов, их реакцию, направленную на восстановление старого миропорядка. Это вызовет рост напряженности в обществе, агрессивность и беспредел в отношениях между людьми, все расширяющиеся войны. Такую же ситуацию предвидел Иисус Христос, рассказывая о ней Своим ученикам, когда они вопрошали Его о "времени конца". Чем сильнее страдания и отчаяние, тем явственнее люди проявляют желание обрести прочный мир в рамках более общего, нежели нация, социального единства. Массовые страдания из-за несовершенства раскола человечества на враждующие религии, культуры и государства постепенно рождают всеобщую потребность в воссоединении человечества. Однако становление более высокого единства людей требует от каждого возрастания понимания своего несовершенства и важности умения кооперации с инакомыслящим. Чем глубже и шире единство различающихся людей, тем большую роль в нем играет истинно духовное притяжение к инаковости ближнего и дальнего, терпимость и любовь к инакомыслящему. Легко любить членов своей семьи, но трудно полюбить людей другой национальности, а тем более человечество в целом. Однако рано или поздно формула Иисуса Христа о любви не только к ближнему, но и дальнему, к "врагам", станет священным принципом, Бахаулла усиливает эту формулу: "Возлюби ближнего больше самого себя!"; формула Христа "Возлюби другого как самого себя" недостаточна, ибо если некто низко оценивает самого себя, то и к другому соответственно будет относиться низко. Когда взаимное требование любить иных больше, чем себя, станет нормой, человечество обретет новые колоссальные перспективы своей эволюции. Таково видение Новой Эры, начавшейся в 1844 г. после завершения "цикла Авраама", т. е. после исполнения программы объединения людей в такие социальные общности, как "народ" (Авраам - отец народов) и "нация" (Мохаммад - отец наций). В соответствии с доктриной прогрессивного Откровения по окончании Новой Эры дело Бахауллы продолжит следующий великий пророк, который укажет новые духовные цели. Среди принципов, жизненно необходимых для достижения единства человечества, религия Б. выделяет следующие: а) отказ от каких бы то ни было предрассудков; б) обеспечение полного равенства прав мужчин и женщин; в) осознание единства и относительного характера религиозной истины; г) устранение крайних проявлений бедности и богатства; д) обеспечение всеобщего образования; е) обязанность каждого самостоятельно искать истину; ж) создание всемирной федерации; з) признание того, что истинная религия находится в гармонии с рассудком и научным поиском. Бахаулла учил, что каждый человек - шахта с алмазами, т. е. заключает в себе неисчерпаемую россыпь сокровищ, истинная ценность которой неизвестна даже самому ее владельцу, не говоря об окружающих. Цель жизни человека в том, чтобы использовать эти богатства как для себя лично, так и на благо человечества. Ежедневные молитвы и размышления освобождают душу от привычных рамок и открывают ее для новых возможностей. Душа человека бессмертна и уникальна. Ее не следует одурманивать алкоголем и наркотиками. Участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социальных слоев разрушает традиционные предрассудки. Осуждается привычка злословить, ослабляющая доверие между людьми и подрывающая дух единства, от которого зависит прогресс человечества. В учении Бахауллы важное значение придается также институту семьи как основе человеческого общества. Особенно подчеркивается святость брака, признание равенства мужа и жены, совет между ними. В течение первых полугора веков вера Б. прошла несколько периодов тяжелых испытаний. Предтечей Бахауллы был Баб (Мирза Али-Мухаммад, 1819- 1850), провозгласивший 23 мая 1844 г. в персидском городе Ширазе скорое появление нового посланника Бога. Баб видел свое предназначение в том, чтобы подготовить человечество к его приходу, о чем написал в своей книге "Байан" ("Беян", т. е. "Откровение"). Принятое им имя "Баб" означает "Врата". Баб навлек на себя яростное преследование со сторо
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: