Баал - это...

БААЛ (от общесемит. "владыка", "владелец", "повелитель", "хозяин", "господин"; в русской традиции — Ваал) — одно из наиболее употребительных именований главных богов и богов-покровителей отдельных местностей и городов в западносемитской (ханаанейской) мифологии. Первоначально это имя имело форму Балу, затем у восточных семитов (аккадцев) трансформировалось в Бел (в Синод. переводе — Вил), у западных семитов (ханаанеян) — в Бааль. Это общесемитское имя могло прилагаться как апеллятив к разным богам. Так, первоначально в аккадской мифологии как Бел именовался верховный бог шумерского пантеона Энлиль (шумерск. "владыка-ветер"), заимствованный аккадцами и в аккадских текстах часто именующийся Эллилем. Затем, после возвышения Вавилона (нач. 2-го тыс. до н. э.), Белом начинает именоваться бог-покровитель Вавилона Мардук. Специфической чертой семитской мифологии было то, что главные боги редко именовались именами собственными (возможно, их вообще не было), но чаще перифрастически, через указание на их функцию: "бог", "сильный", "богиня", "владыка" и т. п. Таким образом, собственные древние имена общесемитских (в частности, аккадских) божеств были утрачены, а их культы в основном отождествлены с шумерскими. Это же произошло и с Б. В Ханаане широкое распространение получил культ Б.-Адада, или Б.-Ѓадада, позднее почитавшегося под именем Адад, или Ѓадад. Б. почитался как верховный бог в Угарите — чаще всего под именем Алийяну-Б. (Б. Могучий). Ему тождествен почитавшийся финикийцами в 1-м тыс. до н. э. Б.-Аддир, или Адар ("могучий", "славный"). Он являлся главным героем угаритских мифологических сказаний. Б. — сын верховного бога Илу и его супруги Асират (см. Ашера), постепенно оттеснивший на задний план своего отца. Сестрой-супругой Б. являлась, согласно мифу, богиня войны Анат. Б. считался владыкой мира, богом плодородия и богом-громовником. Он изображался чаще всего в образе быка (самый распространенный в Древнем мире символ плодородия), представлялся в виде всадника-богатыря, скачущего на облаке и заставляющего содрогаться землю, поражающего ее молнией-копьем. Угаритские гимны в честь Б., вероятно, оказали влияние на стилистику и метафорику древнейших библейских Псалмов (см. Хваления). Б. также именовался князем (Б.-Зебул — b‘lzbl; возможно, отсюда — иврит. Б.-Зевув, а затем в более поздней иудейской традиции — Б.-Зевул, в христианской традиции — Веельзевул [см.]). Местом его обитания считалась гора Цапану (иврит. Цафон — "северная"; соответствует античн. Касиус и совр. Джебель аль-Акра); отсюда еще одно именование Б. — Б.-Цапани ("владыка Цапану"). Культ Б. — один из культов умирающего и воскресающего бога, широко распространенных на Древнем Ближнем Востоке и в Средиземноморье. В борьбу с Б. вступает главный его враг — бог смерти и подземного царства Муту, или Мот. В схватке Мот убивает Б. ("Сказание о борьбе Б. Могучего и Мота"), однако верная супруга Анат находит тело мужа, оплакивает его и погребает на горе Цапану (ср. египетский мифологич. сюжет об Осирисе и Исиде). Затем Анат уничтожает Мота и, размолов его тело в муку, рассеивает по полям. После этого Б. воскресает и вновь возвращает себе власть над миром, переданную после его гибели по воле Илу и Асират богу Астару (мужская ипостась Астарты — см. Ашторет). Муту также возрождается на седьмой год после гибели и вновь начинает бороться с Б. Культ Б. — типичный культ плодородия, связанный с природным циклом: вместе с Б. гибнет и увядает вся природа, а затем вместе с ним возрождается. В угаритских сказаниях Б. борется также с богом морской стихии Йамму, его врагами выступает морское чудовище Латану (ср. иврит. Ливьятан — Левиафан). В различных местностях и городах Ханаана существовали различные модификации культа Б. Так, в Карфагене как бог солнца и плодородия почитался Б.-Хаммон ("хозяин-жаровик"; ср. иврит. хам — "жаркий"), в Цидоне (Сидоне) и Тире — Мелькарт, или Б. Тирский: именно этот культ насаждала в Северном Израильском царстве дочь цидонского царя Этбаала (Ефваала) Изэвель (Иезавель), жена царя Ахава. Во многих регионах культ Б. был связан с человеческими жертвоприношениями, и в первую очередь с принесением в жертву детей (чаще всего первенцев) в особой ритуальной печи (сам этот процесс, как подтвердили современные исследования, именовался молох). Люди делали это добровольно, в годину бедствий, в состоянии религиозного экстаза. При раскопках в древней земле Палестины археологи обнаруживают детские скелеты, вмурованные в фундаменты языческих храмов и даже частных домов (тем самым строения освящались с точки зрения языческого сознания). С культом Б., как и с другими культами плодородия, была связана священная (культовая) проституция. Очень многие георгафические названия Ханаана удержали в себе имя Б. В эпоху эллинизма отождествлялся с греческим Зевсом, в эпоху римского владычества — с Юпитером.

Имя Б. очень часто упоминается в Танахе, или Ветхом Завете, и каждый раз с резко негативными коннотациями. Практически оно является символом языческой культуры, от которой дистанцируется культура монотеистическая, библейская. Через все тексты Танаха проходит идея противостояния Единобожия (см. Монотеизм) и религии Б., а также драматическая коллизия, связанная с периодическим обольщением культом Б. определенной части народа Израиля (часто под влиянием неправедных царей — и затем покаянным возвращением к Завету (см. Берит) с истинным Богом. Так, судья Гидон [см.] (Гедеон) был призван Господом не только освободить народ Израиля от ига мидьянитян (мадианитян), но и вернуть его в лоно Единобожия. Гидон разрубил жертвенник Б., за что и прозван был Йеруббаалом [Иероваалом; букв. "да спорит (судится) [с ним] Баал"]. Особенно резко выступали против культа Б. еврейские пророки (см. Пророков Книги), строго воспитывавшие свой народ в духе монотеизма. Так, когда почитание Б. особенно распространилось в Северном Израильском царстве при царе Ахаве и его жене Изэвель, вызов язычеству бросил пророк Элияѓу [см.] (Илия). Во время соревнования на жертвенниках на горе Кармель (Кармил) он доказал ложность Б. и служения ему и истинность Бога Израиля — Творца Вселенной. В знаменитом эпизоде описаны "радения" жрецов и прорицателей Б., их неистовые ритуальные пляски и самоистязания. Показательна также особая ирония пророка Элияѓу над типичными антропоморфными представлениями язычников. Насмешливо обращаясь к служителями Б., стремящимся изо всех сил добиться ответного знака от своего божества, Элияѓу сказал: "...кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется" (3 Цар 18:27; см. подробнее Пророки). Особенный гнев пророков вызывал обычай человеческих жертвоприношений, который они клеймили как "мерзость Баалову (Ваалову)". Впадением в идолопоклонство (см. Авода зара), и прежде всего в культ Б., царей Северного Израильского царства, а вслед за ними и значительной части народа иудейское религиозное сознание объясняет гибель этого царства под ударами Ашшура (Ассирии) — бича в руках Господа. Благочестивые же цари Иудеи — такие как Йеѓошафат (Иосафат), Йехизкияѓу (Езекия), Йошияѓу (Иосия) — боролись с культом Б. и разрушали его жертвенники, установленные на так называемых "бамот" — "высотах" Б. (на подобные "высоты" возводил языческого прорицателя Билеама [см.], или Валаама, царь Моава Балак, или Валак, чтобы тот проклял народ Израиля), а также на кровлях домов. Так, пророк Йирмеяѓу [см.] (Иеремия) гневно говорил от имени Господа об Иерусалиме: "И войдут Халдеи, осаждающие сей город, зажгут город огнем и сожгут его и домы, на кровлях которых возносились курения Ваалу и возливаемы были возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня" (Иер 32:29). По-видимому, окончательное преодоление культа Б. произошло уже после возвращения иудеев из Вавилонского плена в 6—5 вв. до н. э. Часто в Танахе имя Б. употребляется во множественном числе — баалим (ваалы) — как обозначение всех ложных языческих богов (как и аштерот — астарты).

Имя Б. в особой форме — Баали ("владыка мой", "господин мой"; в Синод. переводе — Ваали) — использует пророк Ѓошеа [см.; см. также Пророков Книги] (Осия), для обозначения старых, продиктованных язычеством, взаимоотношений человека и божества. Единый Бог — не Баал, но Сущий (см. Тетраграмматон), не претендующий на обладание, но имеющий полноту бытия, к которой Он приобщает человека. Поэтому, по мысли пророка, когда община Израиля, впавшая в идолопоклонство, вернется к истинному Завету (а метафорой его выступает у Ѓошеа супружеский союз, основанный на подлиннной любви), то Господь не будет больше для нее "хозяином", но станет подлинным "супругом" — партнером по диалогу и реализации Божьих замыслов: "...и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "Муж мой" (в оригинале Иши. — Г. С.), и не будешь более звать меня: "Ваали". И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их" (Ос 2:14—17).

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Баал. См. Ваал.
Философский словарь
(финик. - владыка) - др. общесемитское божество, почиталось в Финикии, Палестине и Сирии. В. считался властителем земли, дождя и грозы, покровителем городов и жизни.
Энциклопедия мифологии
(b’l), в западносемитской мифологии прозвище богов, производное от Балу.

Поделиться:

Реклама