Азазель - это...
АЗАЗЕЛЬ — в еврейской народной демонологии — демон пустыни; в постбиблейской иудейской традиции — один из злых духов, часто отождествляемый с сатаном (см.; см. также Сатана) и Самаэлем; в апокрифических еврейских книгах и раннехристианской традиции — один из падших ангелов, научивших злу человечество. В еврейской Библии, или Танахе, имя А. упоминается только один раз (точнее, трижды в одном месте) — в Сэфер Вайикра ("И воззвал"), или Книге Левит (см. Тора), где описывается древний ритуал, связанный с праздником Йом-Киппур — Днем Искупления, или Судным Днем. Авода — главное служение в Йом-Киппур сначала в Скинии Завета, а затем в Иерусалимском Храме (см. Храм) — включала в себя, помимо прочего, следующее: первосвященник подводил ко входу в Скинию или Храм двух отобранных заранее козлов, один из которых предназначался для грехоочистительной жертвы Богу, второй — для возложения на него грехов и отпущения в пустыню к А. При этом участь козлов определялась согласно жребию: "И возьмет (Аарон, позднее — любой первосвященник. — Г. С.) двух козлов, и поставит их пред Господом у входа Шатра Соборного. И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Господа, а жребий другой — к Азаз’элю. ...Козел же, на которого вышел жребий — к Азаз’элю, пусть поставлен будет живым пред Господом, чтобы совершить через него искупление, для отправления его к Азаз’элю в пустыню" (Лев 16:7—8, 10; здесь и далее — перевод Д. Йосифона; в Синодальном переводе имя А. традиционно не передается, а словосочетание "к А." переводится "для отпущения"). Совершив полностью очистительный обряд в Скинии Завета (позднее — в Святая Святых [см.] Храма), первосвященник должен был совершить обряд искупления: "И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над ним во всех беззакониях сынов Йисраэлевых и во всех преступлениях их, во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в страну необитаемую; и да отправит он козла в пустыню" (Лев 16:21—22). Впоследствии, после разрушения Иерусалимского Храма и окончательного рассеяния еврейского народа, обычай, связанный с "козлом отпущения" (отсюда и известное крылатое выражение), прекратил свое существование; реликты подобного обряда сохранились лишь в ритуале каппарот (мн. число от каппара — "искупление") в канун Йом-Киппур, когда каждый отдельный человек, принося покаяние, символически переносит свои грехи за прошедший год на белого петуха (курицу); затем птица режется шохетом (резником) и раздается неимущим (подобный ритуал сохранился не во всех общинах и не всегда одобрялся законоучителями, усматривавшими в нем проявление суеверия; во многих общинах он заменяется пожертвованиями бедным).
Безусловно, обряд отпущения козла в пустыню для А. зафиксировал не только древнейшие народные поверья о козлоликом демоне пустыни, но и начало поляризации монотеистического сознания: в пустыне обитает некто, враждебный Богу, некто, к кому стекаются все грехи. Согласно данным Аггады, козел, отправленный в пустыню для А., низвергался со скалы. А. издревле связывался со всякого рода нечистотой (согласно Торе, нарочный, с которым отправлялся козел к А., должен был после возвращения тщательно очиститься и омыться). Но так как редакторы и кодификаторы Торы, а затем Танаха стремились сохранить Единобожие в его неприкосновенной чистоте, не допуская никакого дуализма, никакой мысли об антагонисте Бога, равном Ему по силе, всякие упоминания в дальнейшем об А. были изгнаны из Священного Писания. Тем не менее представление о пустыне как месте обитания демонического начала осталось в народном религиозном сознании и преломилось в евангельском рассказе об искушении Иисуса Христа дьяволом, или сатаной. В позднюю пору существования древнееврейской культуры А. становится популярным героем аггадических сказаний, часть которых зафиксирована в апокрифических книгах (см. Апокрифы, Псевдоэпиграфы) и — косвенно — в Талмуде. Так, в апокрифической Книге Еноха, созданной во 2 в. до н. э., А. предстает как падший ангел, один из тех "сыновей Божьих" (ангелов), которые нарушили установленный Богом естественный порядок и вступили в связь с "дочерьми человеческими", от чего рождались "исполины" и множилось зло на земле, как о том сообщает Книга Бытия (Быт 6:2).
По мысли С. С. Аверинцева, А. выступает как "совратитель человечества, своего рода негативный культурный герой". Согласно 1-й Книге Еноха (т. н. Эфиопский Енох), А. и другие падшие ангелы, а также их дети-"исполины" испортили род человеческий, научили людей деструктивным, антигуманным и богоборческим действиям: изготовлению оружия и войне, колдовству, производству драгоценных металлов и изготовлению из них идолов, магической медицине, астрологии, искусству косметики и вытравливанию плода, они выдали людям различные небесные тайны (1 Енох 6—11). Более того, именно А. вдохновил "исполинов", рождавшихся у падших ангелов и дочерей блуда, на бунт против Бога. За это А. был скован архангелом Рафаэлем (Рафаилом), а после Страшного суда его ждет вечная пытка огнем в Геѓинноме, или Геенне. 3-я Книга Еноха, сохранившаяся на иврите (Еврейский Енох), называет в качестве главных совратителей человечества падших ангелов со следующими именами: Узза, Азза и Азаэль (3 Енох 5:7). По-видимому, это подтверждает, что А. отождествлялся иудейским сознанием с Азаэлем. Об этом же свидетельствуют разъяснения Йонатана к Книге Бытия, а также Вавилонский Талмуд (Йома 67а; см. Талмуд). В талмудической литературе А. отождествляется также с сатаном (сатаной) или Самаэлем.
В европейской культурной традиции имя "А." становится одним из самых распространенных имен беса. В итальянизированной форме — "Азазелло" — его использовал М. А. Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" для именования одного из демонических представителей свиты Воланда.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: