Азаб ал-Кабр - это...
АЗАБ ал-КАБР (араб. "могильное наказание") — в исламе — испытание, наказание в могиле, малый суд над людьми сразу после смерти. Согласно этому представлению, могила является преддверием — лугом — рая или ямой ада и в ней происходит предварительный суд и определяется предварительное воздаяние. По реконструкции М. Б. Пиотровского, два ангела — Мункар и Накир — допрашивают человека о его отношении к исламу. Праведных оставляют наслаждаться покоем вплоть до Дня воскресения (см. Воскресение мертвых). Грешников мучают тяжестью (давлением), неверующих ангелы еще и непрерывно бьют столько времени, сколько будет угодно Аллаху, иногда до дня Суда. В Коране идея малого суда и наказания в могиле практически не выражена, хотя указаниями на нее считают некоторые тезисы, говорящие о двух наказаниях: "Мы накажем их дважды, потом они будут возвращены к великому наказанию", или: "И дадим Мы вкусить им наказания ближайшего, помимо наказания величайшего", или "Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали, ангелы — они бьют их по лицу и по спинам: "Вкусите наказание пожара". С середины 8 по середину 10 в. краткая констатация реальности наказания в могиле превращается в его описание с указанием ангелов, которые постепенно приобретают имена. Вопрос о реальности А. ал-К. был предметом полемики между традиционалистами и мутазилитами, которые считали эту концепцию противоречащей мусульманской эсхатологии. Тексты суннитских догматических сочинений сохранили следы полемики по этому вопросу в 8—9 вв. Представление об А. ал-К. является частью сложившегося в послекораническое время представления о существовании промежуточного состояния между смертью и Судом, называемое барзах ("преграда"). В этом состоянии тела умерших, сохраняя способность чувствовать, остаются в могилах, а их души пребывают либо на небесах (души верующих), либо в колодце Барахут в Хадрамауте (души неверующих). Сложение догмата о наказании в могиле является примером развития ислама в период его распространения на обширных территориях и среди широких масс с середины 7 по 9 в. Коранические представления дополнились тогда элементами народных верований разных стран. На мусульманскую концепцию А. ал-К. оказали влияние как древнеаравийские представления о возможности сохранения в могиле ощущений, так и представления других ближневосточных религиозных систем о наказании и суде сразу после смерти (напр., христианский образ чистилища — см.). Борьба мутазилитов против включения в ислам элементов "народного богословия" закончилась их поражением и включением в суннитские тексты утверждения о реальности наказания в могиле и реальности существования ангелов Мункара и Накира.
Поделиться: