Аввакум - это...
АВВАКУМ (1620/1621—1681) — русский религиозный деятель, активный оппонент реформ патриарха Никона. Сын священника. Протопоп Юрьевца Поволжского (с 1652). Земляками А. были патриарх Никон; Павел, епископ Коломенский; Илларион, архиепископ Рязанский.
А. в 1642 был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 поставлен в священники.
Согласно А. К. Бороздину, добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к А. многих из его духовных последователей, но некоторых настроило и против него. Так, А. был попом в селе Лопатицы: его там били, "до смерти задавили", в него стреляли и, наконец, выгнали из села в 1646. После этого А. бежал в Москву, где нашел покровительство у царского духовника Вонифатьева. Возвратился в те же Лопатицы, но в 1648 был снова изгнан оттуда и появился в Москве. Здесь А. пробыл до 1652 и, вероятно, принимал деятельное участие в преобразовательных работах кружка Вонифатьева: в частности, во введении устной проповеди. Назначенный протопопом в Юрьевец, А. пробыл в этом городе всего восемь недель: его проповеди подняли против него местных жителей. Как раз около этого времени патриархом становится Никон — начинаются его реформы, за которыми воспоследовал русский церковный раскол. В 1653 выходит первая новоисправленная книга и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой. Против этих новшеств протестуют А. и костромской протопоп Даниил; они подают челобитную царю, и начинается открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном. Несколько месяцев спустя А. был посажен в тюрьму, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке А. на Лену, а в 1656 его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. В 1662 по ходатайству московских друзей было отдано распоряжение о возвращении А. из ссылки. Он снова принялся энергично проповедовать против "ереси Никоновой". В 1664 А. добрался до столицы и был принят боярами, врагами Никона, "яко ангел". Чрезвычайно милостиво отнесся к А. и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Но если новые покровители А. боролись лично против Никона, то А. выступал против его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали А. примириться. Ободренный своей женою, А. ревностно обличал "еретическую блудню". Во всех действиях старообрядческой общины А. принимал самое энергичное участие; он стоит во главе ее как один из самих смелых и талантливых борцов за старую веру, как популярный проповедник, вполне понятный народу по своему языку, необыкновенно образному и реалистичному. Это время может считаться самой горячей порой деятельности А. Пользуясь большой свободой, он действовал и словом и писаниями: он вступал в споры с никонианами, писал против них обличительные послания, подавал царю челобитные об отмене "еретических" новшеств. Царь и бояре сильно смущались "огнепальной" ревностью А. "Не любо им стало, — замечал А., — как опять я стал говорить. Любо им, как молчу, да мне так не сошлось". Высшие духовные власти, видя сильный успех пропаганды А., решили принять меры против него и просили государя о его высылке. В августе 1664 А. был отправлен в ссылку в Пустозерск, но до этого острога не доехал и более года прожил на Мезени, продолжая свою антиниконианскую пропаганду. В 1666 А. был привезен в Москву на суд вселенских патриархов. Расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками — романовским попом Лазарем, диаконом Федором и иноком Епифанием — А. в 1667 был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в "земляную тюрьму". Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, А. продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на Россию раздавалась его страстная речь. То обращался А. к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал он своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Так продолжалось до 14 апреля 1681, когда А. за "великие на царский дом хулы" был сожжен вместе с Лазарем, Федором и Епифанием.
Как отмечали специалисты по полемическому творчеству А., его сочинения, число которых доходит до 60, можно распределить, помимо его автобиографии, на три разряда: 1) истолковательные беседы, 2) челобитные и 3) полемические и поучительные послания к отдельным лицам или к группам почитателей. Автобиография А. весьма любопытна: она была написана как житие святого, "да незабвению предано будет дело Божье". Автобиография эта должна была подтвердить, что дело А. есть дело Божье — а это лучше всего доказывалось, согласно традициям того времени, свидетельствами о чудесных знамениях. Отсюда множество содержащихся в автобиографии сообщений о чудесах, общий же их смысл — происходившее освящение свыше мнений и деяний А.: Бог наказывает врагов старой веры и помогает верным ее исповедникам. Несмотря на известную неопределенность в обозначении лиц, места и времени описываемых происшествий, "Житие" А. представляет весьма значительную ценность как источник, характеризуя как самого А., так и московское общество середины 17 в. Примечательно умение А. соответствовать к уровню понимания своей паствы: если иногда его выражения и образы грубы, то подобная грубость вполне соответствовала типу духовного развития людей, к которым он обращался (напр., его сравнение Адама и Евы после грехопадения с пьяницами). Челобитные А. подавались царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу, в которых он пытается склонить их на сторону поклонников старины: А. сперва как бы дружески уговаривает царей, а затем выступает с резким обличением существующего положения вещей. Что касается его посланий к последователям, то, независимо от их фактического материала — наставлений об устроении жизни старообрядческой общины, об отношениях с никонианами, о разных обрядовых тонкостях, — они имели особенно важное значение по выражаемому в них идейному настроению: А. не знает в деле веры никаких уступок и подобную же "огнепальную" ревность стремится возбудить и в своих единомышленниках. А. зовет их на страдания, которые рисует поэтическими чертами: "А в огне том здесь небольшое время терпеть,— аки оком мигнуть, так и душа выскочит. Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на нее, не бойся! До пещи той страх; а егда в нее вошел, тогда и забыл вся. Егда же загорится, ты увидишь Христа и ангельския силы с Ним, емлют душу ту от телес, да и приносят ко Христу: а Он-Надежа благословляет и силу ей дает божественную… (Душа) яко восперенна, туды же со ангелы летает, равно яко птичка попархивает, — рада, из темница-той вылетела". Такие картины сильно действовали на воображение последователей А.: они смело шли на страдания и некоторые из них явились первыми проповедниками самосожжения.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: