Авторханов - это...

АВТОРХАНОВ Абдурахман (1908-1997) - вайнахский ученый, бывший сотрудник ЦК ВКП (б), эмигрировавший из СССР в 1943 после пятилетнего пребывания в тюрьмах НКВД (1937-1942) Позже - житель ФРГ, доктор политических наук, профессор Один из организаторов радиостанции "Свобода" (1951) Главной темой многочисленных книг А стал анализ большевизма как "преступного политического режима, установленного уголовной кликой" Основные сочинения: "К основным вопросам истории Чечни" (1930), "Революция и контрреволюция в Чечне" (1933), "Покорение партии" (1950), "Народоубийство в СССР" (1952), "Сталин и советская коммунистическая партия" (1959), "Аппарат коммунистической партии" (1966), "Происхождение партократии" (1973) и др Труды А приобрели большую известность и вызвали немало подражаний Первоначальный абрис собственной социально-философской парадигмы и политологической концепции А изложил в работе "Сталин у власти" (1951), за которую по личному распоряжению главного фигуранта книги был заочно приговорен к смертной казни Анализируя и критикуя сталинизм как "политизированную уголовщину", А пришел к выводу, что в СССР никогда не существовали ни "диктатура пролетариата", ни "диктатура коммунистической партии", ни "советская власть" По мысли А, эти и другие самообозначения политического режима сталинского типа носят откровенно пропагандистский характер и предназначены лишь для маскировки природы и сути бесчеловечной власти Оспаривая суждения западных политологов, согласно которым господство и власть в СССР делят партия и военная клика, А утверждал, что "генералитет Советской армии является пленником своего политического опекуна - института политических работников" Но и военные политработники, по А, в свою очередь, являются только посредниками подлинной силы Сама же сила сосредоточена даже не в Политбюро ЦК ВКП (б), как, согласно А, думают очень многие В действительности, "за всех думает, действует и диктует одна абсолютная сила Имя этой силы - НКВД-МВД-МГБ Сталинский режим держится не организацией Советов, не идеалами партии, не властью Политбюро, не личностью Сталина, а организацией и техникой советской политической полиции, в которой самому Сталину принадлежит роль первого полицейского" В более общем плане, в условиях, когда, по А, "народ учат не думать", подлинно властвующая сила одна - "универсальный чекизм Чекизм государственный, чекизм партийный, чекизм коллективный, чекизм индивидуальный Чекизм в идеологии, чекизм на практике Чекизм сверху донизу Чекизм от всемогущего Сталина до ничтожного сексота" В более поздних работах А несколько уточнил свою концепцию и значительно расширил ее В общем плане, отрицая достоверность и научность гипотезы общественно-экономических формаций К Маркса, А пришел к мысли, что некоторые тенденции исторического развития Западной Европы и сопряженной с этим процессом эволюции идей социализма более точно были угаданы оппонентом Маркса и его последователей, основоположником исторически первой систематической формы марксистского ревизионизма - Э Бернштейном Одновременно отрицая утопический "демократический социализм" Плеханова - Мартова и утопический "революционный социализм" Ленина - Сталина, А последовательно выступал против всех форм "революционного деспотизма" Не уставая бороться против Сталина как "глобального уголовника номер один во всей писаной истории человечества", А довольно подробно исследовал технологию "сталинизации" и функционирование коммунистических режимов Основные выводы этих изысканий составили основу его социолого-политологи-ческой концепции партократии (партовластия) - как особой разновидности деспотических политических режимов 20 в, основанных на отчуждении народа от власти и подавлении всех прав и свобод людей По мысли А, формирование нового типа тирании "тоталитарной партократии" стало возможно в результате использования особой технологии власти - "синтеза политики с уголовщиной" На этой основе сформировался "треугольник" верховной власти - партаппарат, военный аппарат и КГБ После же "чекизации", по А, властных структур формально единая и единственная политическая партия неофициально была разделена на две партии: "открытую" (доступную для вступления специально отбираемых масс людей) и "закрытую" ("партию в партии", "партийную элиту"), доступ в которую имели только избранные Диктатура закрытой партии ("партолигархии", "коммунистической партократии" и тд), о чьей деятельности знал лишь ограниченный круг лиц, сумела установить по-своему уникальный "партийно-полицейский и тоталитарно-террористический" режим По мнению А, этот режим превратил всех советских людей в собственность "монопартийного государства", которое нещадно эксплуатирует их Однако, как отметил А в книге "Дела и дни Кремля От Андропова к Горбачеву" (1986), с течением времени трудовая повинность, эксплуатация, нищенский жизненный уровень и усталость народа породили "стихийный, но всеобщий саботаж труда", который является "неизвестной Марксу новой феноменальной формой классовой борьбы при социализме" Эта борьба потенциально способна содействовать освобождению людей от государственного угнетения и установлению ими демократической зависимости государства от себя Социолого-полито-логическое творчество А в известном смысле являло собой определенный поворот в традиционалистской "советологии" середины 20 ст Был осуществлен явный переход от идей и концепций теоретических "соавторов" и практических "подельников" коммунистического эксперимента в России (Троцкий, например) к модели "включенного наблюдения", предполагающей не только импликативные объяснения сути происходящих в стране процессов, но и разработку эвристически значимых моделей эволюции советского строя, основанных на достоверном и пригодном для интерпретаций эмпирическом материале


Поделиться:

Реклама