Аугсбургский религиозный мир - это...
А́УГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИО́ЗНЫЙ МИР — соглашение, заключенное на рейхстаге в Аугсбурге 25 сентября 1555 г. между главой "Священной Римской империи германской нации" Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями.Этот мир завершил длительное противостояние лютеран и католиков в Германии, начавшееся после имперского съезда 1526 г. Тогда угроза раскола государства в период постоянных внешних конфликтов побудила Карла V санкционировать самостоятельный выбор позиции в церковных вопросах князьям и вольным городам империи. Воспользовавшись этим, сторонники Реформации начали решительную секуляризацию владений Римско-католической церкви. Католическое большинство Шпейерского рейхстага 1529 г. настояло на отмене права секуляризации. В ответ последовала знаменитая "Протестация" приверженцев лютеровской Реформации. Попытка соглашения между конфессиями на основе составленного Меланхтоном для рейхстага 1530 г. Аугсбургского исповедания веры (см. Книга Согласия) не удалась, все компромиссные предложения были отвергнуты. В 1531 г. протестанты во главе с саксонским курфюрстом и ландграфом гессенским заключили в г. Шмалькальдене союз для защиты Реформации. Внутреннего единства в союзе не было, возникали конфликты лютеран Северной и Центральной Германии с симпатизировавшими цвинглианству реформаторами юго-западных областей. В 1546 г. Карл V захватил большую часть лютеранских территорий, включая Виттенберг. Насильственное принуждение лютеран к отказу от принципиальных позиций принятого вероучения вызвало сильное недовольство в стране.Столкновения возобновились и в 1552 г. Верхняя Германия перешла под контроль протестантов. Итогом этого противоборства стал А. Р. М. По его условиям устанавливалось равноправие католиков и протестантов-лютеран Аугсбургского исповедания. Анабаптисты, цвинглианцы и кальвинисты остались вне рамок соглашения. Территории стали различаться по принятому в них вероисповеданию. Князья получили официальное право определять конфессиональную принадлежность для своих подданных по принципу "кто правит, тот и устанавливает религию" (cuius regio, eius religio — чья власть, того и вера). Результаты предшествовавшей секуляризации не пересматривались. Органы лютеранской церкви (консистории) подчинялись светской власти и становились частью административного устройства, а само лютеранство получило статус государственно санкционированной религии.
Поделиться: